Эхолалия у детей: что это такое, причины, симптомы и лечение

1 Когда эхолалия считается нормой?

Становление речи и развитие коммуникативных навыков у человека происходит в два этапа. Первый период начинается у ребенка в полгода и длится примерно год. В это время малыш пытается воспроизводить звуки, слоги и слова, услышанные от окружающих, не понимая их смысла. В логопедии этот период считается очень важным для развития речи, так как в этом возрасте происходит становление фонетического строя речи.

Второй этап — это развитие коммуникативных навыков, он начинается в возрасте трех лет и заканчивается к четырем годам. В это время ребенок копирует речь окружающих взрослых, зачастую неосознанно и бесконтрольно. Он узнает значение новых слов, учится ими оперировать, то есть происходит развитие синтаксического строя речи.

Через эти два этапа проходит каждый человек, эхолалия в этот период абсолютно нормальна, не требует коррекции и не должна вызывать опасений.

Логопеды и детские психиатры утверждают, что эхолалия в той или иной степени может проявляться как с раннего детства и до 1,5 лет, так и с трех до четырех лет, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающими посредством слов. В период между этими этапами развития речи эхолалия может исчезать, то есть ребенок в возрасте от полутора до трех лет не всегда повторяет чужие слова. Это обусловлено тем, что в это время малыши начинают активно говорить и выражать свои чувства и эмоции. Они в большей мере сосредотачиваются на самом процессе правильного произношения слов, поэтому эхолалия может отсутствовать. Начиная с трех лет малыш уже уверенно говорит, но наступает время расширения словарного запаса, в связи с чем он начинает просто повторять чужие слова, не понимая их смысла.

У детей старшего возраста и у взрослых эхолалия выступает вторичным симптомом расстройства психики и неврологических патологий.

Рекомендуем


Что такое логоневроз, причины и лечение у детей и взрослых

2 Патологические причины

Поводом для беспокойства выступает бессвязное повторение чужих фраз у детей в возрасте старше четырех лет. В психиатрии и психологии эхолалия ассоциируется с аутизмом, так как выступает специфическим симптомом различных расстройств аутистического спектра. Нарушение может сопровождать неврологические заболевания.

Эхолалия выступает симптомом следующих патологий:

  • синдром Туретта;
  • кататоническая шизофрения;
  • умственная отсталость;
  • аутизм;
  • другие неврологические нарушения.

Синдром Туретта сопровождается тиками, в том числе и вокальными. Ими нередко выступает эхолалия. Такое расстройство сопровождает умственную отсталость различных типов и расстройства аутистического спектра. Эхолалия наблюдается при органических поражениях или аномалиях развития лобных долей мозга.

Причины эхолалии позволяют сделать прогноз на нормализацию речи в будущем.

Рекомендуем


Дислексия у взрослых и детей: виды и способы коррекции

3 Симптомы и виды

Симптомы нарушения напрямую связаны с видом эхолалии. Общим для разных видов нарушения является то, что ребенок повторяет чужие слова.

Выделяют два вида нарушения — это отсроченная эхолалия и немедленная. Первая форма характеризуется тремя видами специфического поведения, которые выступают проявлением чувств и мыслей ребенка:

  • самостимуляция;
  • передача настроения;
  • подведение итогов дня.

Немедленная эхолалия проявляется сразу же после того, как ребенок услышит чужую речь и не только при разговоре с собеседником, но и при просмотре телевизора или прослушивании радио. Ребенок одинаково повторяет за родителями или диктором по телевизору.

Суть такой эхолалии объясняется просто – малыш дает понять окружающим, что их слова услышаны. Повторение чужой речи — это всего лишь попытка выиграть время на осмысление сказанного. Такая форма нарушения характерна и для здоровых детей, и для малышей с расстройствами психики. У здоровых детей на понимание сказанных слов уходит от нескольких дней до нескольких месяцев, именно так и происходит становление коммуникативных навыков. При расстройстве аутистического характера понимание ранее бессмысленно повторяемых слов происходит через много лет.

При аутизме и расстройствах психики чаще всего речь идет об отсроченной эхолалии. Она характеризуется повторением ранее услышанных слов или фраз через некоторый промежуток времени — от нескольких минут до нескольких недель, месяцев и даже лет. Это объясняется тем, что ребенок повторяет ранее услышанное с определенной целью — продемонстрировать свое настроение или дать понять о своих намерениях.

Различают три вида отсроченной эхолалии по эмоциям и чувствам, которые ребенок вкладывает в повторение слов. Самостимуляция посредством воспроизведения чужой речи — это своеобразное развлечение для ребенка. Так он передает что-то, что его заинтересовало. Услышав что-то интересное в фильме, ребенок время от времени повторяет это, возвращаясь мыслями к сюжету. Это часто происходит не к месту и нарушает коммуникацию с другими людьми.

Передача настроения посредством эхолалии — одна из особенностей расстройств аутистического спектра. Чтобы понять особенности такого поведения, нужно рассмотреть пример. Заходя с родителями в магазин, малыш слышит, что шоколада в продаже нет. Это его расстраивает, поэтому в следующий раз, почувствовав грусть или разочарование, он произносит фразу «шоколада в продаже нет».

Подводя итоги дня, малыш повторяет обрывки фраз и отдельные слова, услышанные за день. Это тоже свидетельствует об отсроченной эхолалии.

Рекомендуем


Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

Отсроченная эхолалия и аутизм

Именно отсроченное во времени повторение чужих фраз наиболее характерно для аутизма. Повторение слов через некоторый промежуток времени может быть обусловлено:

  • самостимулирующим поведением;
  • демонстрацией настроения;
  • обработкой информации.

В ответ на услышанное, формируется ряд ассоциаций. При повторном появлении этих же образов в мыслях у малыша, он повторяет ранее услышанную фразу. Такая эхолалия является проявлением самостимуляции – повторяя фразу, ассоциирующуюся с чем-то хорошим, ребенок вызывает у себя положительные эмоции и ассоциации.


Нередко повтор какой-либо фразы связан с демонстрацией настроения. В этом случае несложно догадаться, что повторение малышом фразы «шоколада больше нет», услышанной ранее от родителей, обозначает расстройство и грусть.

Еще одна причина отсроченного повторения фраз – это обработка информации. Анализируя произошедшие в течение дня события, ребенок может повторять услышанные фразы, тем самым демонстрируя окружающим собственные впечатления.

Лечение и коррекция

Многие интересуются, как лечить эхолалию у ребенка и какие средства для этого лучше всего применять. Медикаментозная терапия в таком случае не практикуется, так как нет таких препаратов, однако коррекция нарушений вполне возможна.

Существует множество способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их согласно принятым нормам. Так как могут быть различные причины и симптомы эхолалии у детей, лечение подбирается сугубо индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и степени нарушений.


Родители должны контролировать свое произношение слов, их речь должна быть внятной и четко слышимой, но без излишней эмоциональности и повышенных тонов. Эмоциональные потрясения и стрессовые ситуации недопустимы. Спрашивая что-либо у ребенка, нужно формулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначным и четким. Родители должны запастись терпением, так как коррекция эхолалии у ребенка может занимать достаточно много времени. Если грамотно подойти к этому вопросу, то малыш сможет очень легко избавиться от повторов и научится правильно строить свои предложения.

Гораздо сложнее избавиться от эхолалии ребенку с аутизмом, так как он использует ранее услышанные слова или фразы для успокоения или, наоборот, развлечения. В таком случае требуется грамотная работа психолога. Если причина подобных нарушений скрывается в стрессе, то нужно найти альтернативные способы решения проблемы. Можно использовать приемы самоуспокоения и обучить ребенка дыхательной гимнастике или просто на примере объяснить то, что от него ожидают другие.

Если же причина кроется в скуке или отрешенности, то можно попробовать переключить внимание ребенка, задавая ему вопросы. Если же не получается отвлечь малыша, то можно дать ему бусы, чтобы он перебирал их, или мячик. Это позволит несколько отвлечься и научиться концентрировать внимание.

Читайте также:  Кардиогенный шок при инфаркте миокарда: классификация, лечение

Ребенок с аутизмом также со временем преодолеет стадию эхолалии, однако это занимает гораздо больше времени. По мнению многих специалистов, очень хороший результат можно получить, если на протяжении дня у ребенка будет разнообразие занятий. Так малыш станет более четко повторять услышанные фразы и намного быстрее начнет формулировать и выражать свои чувства и желания самостоятельно.

Зачем ребенок повторяет слова и фразы?

Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:

  • Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
  • Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
  • Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
  • Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
  • Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
  • Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
  • Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.

Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.

Функции эхолалии для ребенка

Рассматриваемая патология имеет множество функций и даже в различных её видах они часто пересекаются между собой. Симптомы бывают крайне разнообразны и зависят от конкретного ребёнка.

  1. Простое заполнение паузы. Дети уже прекрасно понимают, что разговор состоит из обмена репликами, но при этом у них недостаточно словарного запаса для его поддержания. В таком случае, если ребёнок хочет что-то добавить или просто обратить на себя внимание, он использует как непосредственно услышанные фразы, так и те, что были запомнены им ранее, в надежде удивить и поразить воображение взрослого.
  2. Некоторые дети подобным образом выражают согласие. Психологи связывают это с тем, что они уже выучились говорить «нет», но не научились говорить «да». В таком случае ребенок повторяет обращённую к нему фразу, чтобы подтвердить услышанное, показать всем, что он усвоил обращённую к нему информацию.
  3. Назвать предметы, события или явления. В ходе развития речи, дети вначале учатся распознавать звуки, затем отдельные слова и уже потом осваивают полноценную речь. Это попытка экспериментирования с родным языком, когда они впервые начинают понимать, что комбинируя различные звуки или фразы, можно добиваться совершенно иного значения. Иногда такое происходит просто из-за отсутствия в активном словаре ребёнка того или иного слова, фразы (знаменитый пример, когда ребёнок говорит «садись» вместо «завтрак»).
  4. Снять присутствующую тревогу. В особенности это характерно для детей с аутичными расстройствами – часто повторяя одну и ту же фразу или слово, имеющую для них эмоционально насыщенный оттенок, они успокаиваются. Для таких детей вообще характерны персеверации и однообразные действия – ребёнку кажется, что повторяя выученное снова и снова, он своеобразным образом наводит порядок в своём эмоциональном восприятии.
  5. Чтобы, напротив, стимулировать себя. Эта функция настолько же характерна для аутичных детей, как и предыдущая. Зачастую, даже сложно конкретно сказать, какое именно психическое состояние пытается вызвать ребенок при помощи повторения заученных слов. Это может быть стимул успокоиться и, наоборот, стимул для возбуждения. Так или иначе, частое повторение некоторых слов может просто вызывать у детей приятные ощущения. Известно также как так называемый «стимминг».
  6. Прорепетировать произношение – когда навыки разговаривать только-только начинают усваиваться ребёнком в полной мере, он может повторять фразы в одиночестве просто для того, чтобы в нужный момент произвести должное впечатление их употреблением по назначению. Таким образом, ребёнок просто моделирует в голове ролевую ситуацию. Очень многим детям от шести до двенадцати месяцев безумно нравится подобная практика.
  7. Ради веселья. Детям кажется, что есть ну очень смешные словечки, и они никогда не устанут их повторять, поднимая настроение себе и окружающим, как это им кажется. Особенно когда язык кажется таким новым и неизведанным.
  8. Чтобы понять речь взрослых. Для объяснения данного феномена достаточно представить, что вы изучаете иностранный язык в естественной среде обитания. Естественно вы не всегда будете понимать полный смысл фраз, но при этом улавливать отдельные слова в общей какофонии незнакомых звуков. Так же и ваш ребенок, улавливая что-то знакомое, пытается репетировать это, разница лишь в том, что взрослые в силу усвоенного этикета делают это про себя, а малыш, ни капельки не смущаясь, повторяет вслух: «Я сказал, я понял!»
  9. Рефрены из прошлого – дети могут проявлять остроумие подобным образом, выявляя закрепившиеся ассоциации. Допустим, в более ранний эпизод по телевизору шла какая-то передача, в то время как взрослые обсуждали покупки. Теперь каждый раз, когда речь заходит о покупках, ребёнок может повторять заученные слова из телевизора, демонстрируя тем самым свою находчивость. Вслушайтесь, и вы увидите смысл.
  10. Выразить чувства, не поддающиеся вербальному описанию. В качестве передачи используются, как правило, части других разговоров. Ребенок, может быть, боится говорить от первого лица, в то время как повторение якобы чужого опыта, позволит ему чувствовать себя в безопасности и поделиться при этом сокровенным.

Это лишь наиболее характерные симптомы, в зависимости от случая они могут видоизменяться, и затрагивать сразу несколько пунктов в одном. Всё индивидуально.

Как лечить эхолалию у детей и взрослых?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

Диагностика

При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.

Читайте также:  Анафилактический шок: причины, первая помощь, лекарства

Причины патологии определяются после проведения:

  • Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
  • УЗИ-сканирования;
  • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
  • ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.

Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.

Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

Провоцирующие факторы

Причины отсроченной эхолалии достаточно хорошо изучены. Если рассматривать факторы, способствующие возникновению у детей, то помимо естественного процесса обучения речевой деятельности можно выделить три основных момента:

  • Самостимулирующее поведения у ребенка. При повторении услышанного у ребенка возникают ассоциации и определенный спектр эмоций. Однако так как образы часто всплывают совершенно не к месту, это может стать помехой в общении с окружающими;
  • Коммуникации настроения. В этом случае эхолалия является способом выражения настроения, ведь повторяемые ребенком фразы ассоциируется с определенными эмоциями. К примеру, слыша фразу «шоколадное мороженое закончилось», можно догадаться, что ребенок испытывает в данный момент чувство разочарования, то же самое и с положительными эмоциями;
  • Своеобразный метод обработки информации, полученной на протяжении дня. Повторяя услышанные ранее фразы, ребенок упорядочивает в своей голове произошедшие события и одновременно делится полученными впечатлениями с окружающими.

В детском и взрослом возрасте немедленная и отсроченная эхолалия также может наблюдаться при различных нарушениях психики и неврологических патологиях. Так, довольно часто описываемое расстройство выступает в качестве симптома синдрома Туретта, аутизм, кататоническая шизофрения, дисфазия, умственная отсталость, заболевания, сопровождающиеся поражением лобных долей головного мозга и т.д.

Некоторые взрослые, которым был поставлен диагноз аутизм, объясняли, что немедленная эхолалия для них является неким способом общения. По сути, это попытка поддержать беседу, ответив собеседнику еще до того, как пришло осознание и понимание сказанного им.

У детей в норме эхолалия может встречаться в возрасте до трех лет, когда ребенок познает речь методом повторения услышанных слов. В этом случае имитация чужой речи становится единственным способом потренировать собственное произношение, пополнить словарный запас, а также удовлетворить потребность поучаствовать в разговоре. В более старшем возрасте подобный симптом требует обращения к врачу, так как может указывать на серьезную патологию.

В клинической практике нередко встречаются случаи, когда немедленная эхолалия провоцировали истерики у маленьких пациентов, вследствие возникающего недопонимания. К примеру, мама спрашивает «ты хочешь грушу или банан?», ребенок же автоматически повторяет «Банан», а мама, в свою очередь, решает, что чадо действительно его хочет. Соответственно, получив банан, ребенок начинает кричать и плакать. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать карточки с изображениями, из которых ребенок может выбрать то, что желает в данный момент.

Интерактивная и неинтерактивная эхолалия

Echolalia отражает то, как динамик обрабатывает информацию. Иногда распознавание разницы между интерактивной и неинтерактивной эхолалиями затруднено, пока вы не узнаете докладчика и как они общаются. В некоторых случаях эхолалия кажется совершенно вне контекста.

Рассмотрим этот замечательный пример из Сьюзан Стокс. Если ребенок с эхолалиями рассердится на своего учителя, когда перерыв закончится, он вдруг скажет: «Иди к черту, лейтенант! «Учитель мог позже обнаружить, что ребенок наблюдал« Несколько хороших мужчин »и использовал фразу, которую он знал, был привязан к гневу, чтобы передать свои чувства в тот момент. Хотя его ответ казался вне контекста, у него была причина использовать эту фразу для общения.

РекламаРеклама

Диагностика

Осложнения и последствия

Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.

Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.

Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:

  1. Запоздалое развитие речи.
  2. Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
  3. Отставание эмоционального развития.

Как использовать эхолалию для развития ребенка

Лечение эхолалии у детей может быть достаточно длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что она возникает по самым различным причинам, которые важно определить и понять. Эхолалия может быть спровоцирована плохими речевыми навыками. В таком случае можно ее использовать для обучения ребенка, так как он будет повторять все слова и фразы за взрослыми. Со временем, когда малыш научится понимать значение произносимых им слов, эта проблема уйдет самостоятельно. Дополнительно можно использовать для обучения ребенка картинки, так как это способствует более легкому запоминанию и пониманию новых слов.


Если ребенок использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он, как нужно на них отвечать. Если он не до конца понимает значение фраз, то не может нормально реагировать в диалоге на вопросы собеседника. В таком случае работа специалиста подразумевает под собой развитие требуемых навыков.

Иногда ребенок использует эхолалию для выражения своей просьбы. В таком случае он повторяет фразу, ранее услышанную от родителей, не задумываясь о ее значении. Родителям нужно произнести правильный вариант и попросить ребенка повторить его, чтобы эта фраза отложилась в его памяти.

Классификация патологии

В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.

Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.

Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.

Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:

  1. Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
  2. Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
  3. Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.

Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.

Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.

Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:

  1. Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
  2. Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
  3. Систематизация информации, которую ребенок получил за день.

Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

  • Немедленной;
  • Отсроченной.

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.
Читайте также:  ВСД и спорт: физические нагрузки при вегето сосудистой дистонии

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины и факторы риска

Все дети испытывают эхолалия, когда учатся разговорному языку. Большинство развивают самостоятельную мысль по мере старения, но некоторые продолжают повторять то, что они слышат. Дети с нарушениями общения сохраняют эхо-выражения намного дольше. Дети с аутизмом особенно восприимчивы к эхолалиям.

Некоторые люди испытывают эту проблему только тогда, когда они обеспокоены или обеспокоены. Другие испытывают это все время, что может в конечном итоге заставить их быть немыми, потому что они не могут выразить себя.

Взрослые с тяжелой амнезией или травмой головы могут испытывать эхолалия, поскольку они пытаются восстановить свои способности говорить.

РекламаРекламаРеклама

Типы

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Основные причины

Этот вид расстройства должен пройти у ребенка до 4 лет. Если же наблюдается в более старшем возрасте, то это может указывать на серьезные расстройства, требующие незамедлительной коррекции. Могут быть такие причины эхолалии у детей, как:

  • поражение головного мозга;
  • аутизм;
  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • синдром Туретта.


В таком случае обязательно нужно провести лечение основного заболевания, и эхолалия пройдет самостоятельно.

Диагностика нарушения

Заметив тревожные симптомы, необходимо обратиться к психоневрологу или психиатру.

Для постановки диагноза врач сначала проведет беседы с ребенком и с матерью, а затем направит на дополнительные обследования.

Для исключения органических патологий головного мозга назначают:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • электроэнцефалографию
  • нейросонографию (только детям до 1 года).


Нейросонография

ЭЭГ

МРТ

Магнитно-резонансная томография позволяет выявить признаки аутизма на ранней стадии. Также этот метод применяется для ранней диагностики опухолевых новообразований в головном мозге, которые могут стать причиной нарушения речевого аппарата.

Электроэнцефалограмма помогает выявить вторичные симптомы нарушения, например, эпилепсию. Нейросонография или ультразвуковое обследование назначают для выявления патологий развития головного мозга.

Дополнительно проводится проверка слуха для исключения тугоухости и нарушений иннервации речевого аппарата. Обязательна консультация логопеда.

Так как эхолалия часто выступает симптомом аутизма и нарушения умственного развития, назначают нейропсихологические анализы, тестирование и проверку когнитивных способностей.

Лабораторные методы диагностики – это исследование крови, мочи и ДНК-анализ.

Симптомы и признаки

Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:

  1. Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
  2. Слишком тихая или громкая речь.
  3. Нет мимики.
  4. Нет ответного реагирования на имя.
  5. Искаженные интонации.
  6. Галлюцинации.
  7. При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.

Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.

То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.

Проведение диагностики

Если у ребенка 5 лет эхолалия, то нужно сразу же обратиться к специалисту за консультацией. Кроме того, нарушения могут быть и у детей более младшего возраста, поэтому обязательно нужно наблюдать за своим малышом. При наличии проблем нужно обратиться к психологу или психоневрологу.

После беседы с ребенком доктор сможет установить, является его состояние нормой или отклонением психического развития. Также может потребоваться дополнительная диагностика с проведением различных тестов.


Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния маленького пациента проводится инструментальная диагностика, включающая в себя такие процедуры, как:

  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • проверка слухового аппарата.

Если у ребенка в процессе проведения диагностики была выявлена задержка в развитии, то специализированное лечение в таком случае не проводится, однако обязательно нужно соблюдать все рекомендации специалиста.

Типы эхолалии

Существуют две основные категории эхолалия: функциональная (или интерактивная) эхолалия и неинтерактивная эхолалия, где звуки или слова могут быть использованы только для личного использования коммуникации.

Интерактивная эхолалия

Функциональная эхолалия – попытка коммуникации, предназначенная для взаимодействия, действующая как связь с другим человеком.Примеры включают:

Поворот: Человек с эхолалиями использует фразы, чтобы заполнить чередующийся вербальный обмен.

Вербальное завершение: Речь используется для завершения знакомых словесных подпрограмм, инициированных другими. Например, если людям с эхолалиям предлагается выполнить задание, они могут сказать «хорошая работа! », Завершая его, повторяя, что они привыкли слышать.

Предоставление информации: Речь может использоваться, чтобы предлагать новую информацию, но может быть сложно соединить точки. Например, мать может спросить своего ребенка, что он хочет на обед, и он будет петь песню из рекламного объявления о мясе на обед, чтобы сказать, что ему нужен бутерброд.

Запросы: Человек с эхолалиями может сказать: «Вы хотите пообедать? «Попросить их собственный обед.

Неинтерактивная эхолалия

Неинтерактивная эхолалия обычно не предназначена для общения и предназначена для личного использования, например, для личной маркировки или самостимуляции. Примеры включают:

Нефокусированная речь: Человек с эхолалиями говорит то, что не имеет отношения к ситуационному контексту, например, повторяя части телешоу во время прогулки по классной комнате. Такое поведение может быть самостимулирующим.

Ситуационная ассоциация: Речь срабатывает по ситуации, визуальному, личностному или действию и, похоже, не является попыткой общения. Например, если кто-то видит фирменный продукт в магазине, они могут петь песню из рекламных роликов.

Репетиция: Оратор может произнести одну и ту же фразу мягко себе несколько раз, прежде чем отвечать обычным голосом. Это может быть практикой для предстоящего взаимодействия.

Самонаправление: Люди могут использовать эти высказывания, чтобы пройти через процесс. Например, если они делают бутерброд, они могут сказать себе: «Включите воду. Используйте мыло. Промойте руки. Выключите воду. Сухие руки. Получить хлеб. Положите хлеб на тарелку. Пообедайте мясо »и так далее, пока процесс не будет завершен.

Различия

Немедленная эхолалия

Немедленная эхолалия у детей подразумевает под собой незамедлительное повторение слов сразу же за другим человеком или любым другим источником звука. Это говорит о том, что ребенок правильно услышал произнесенные слова, способен запоминать их и воспроизводить, однако для понимания сказанного ему потребуется некоторое время. Осмысление может происходить в течение нескольких месяцев у здоровых детей или занимать годы в случае наличия аутических расстройств.


Существует целый ряд методик, способствующих гораздо более быстрому осознанию произнесенных слов или фраз. Для ускорения результата и его закрепления можно применять визуальное, обонятельное или тактильное подкрепление.

Источники

  • https://neurofob.com/mental-behavioural/children/exolaliya-eto.html
  • https://VilechimDetok.ru/nevrologiya/eholaliya-u-detey-simptomy-prichiny-lechenie
  • http://fb.ru/article/323811/eholaliya-u-detey-simptomyi-prichinyi-lechenie
  • http://karkusha.su/eholaliya-u-detey-simptomyi-i-lechenie/
  • https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/eholaliya-u-detej-simptomy.html
  • https://aba-kurs.com/eholaliya/
  • https://ezavi.ru/eholaliya.html
  • https://ODepressii.ru/deti/eholaliya.html
  • https://ru.lifehealthdoctor.com/echolalia-20486
  • https://psyholic.ru/deti/eholaliya.html
  • https://DeteyLechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/ehkholaliya-u-detej.html