ЛФК при ДЦП: варианты упражнений и применяемые методы

Важность физической нагрузки

ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.

Упражнения на валике
Мама занимается с ребенком на валиках

Физические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:

  1. Обучение бытовым навыкам и умениям.
  2. Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
  3. Обучение больного приемам самообслуживания.

Основные принципы лечебной физкультуры

  • систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
  • увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
  • индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
  • прием во внимание возраст ребенка и его состояние.

Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:

  • общеоздоровительное;
  • препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
  • укрепляющее;
  • способствует активизации ослабленных мышц;
  • устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
  • улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).

Занятия с доктором
Упражнение на фитболе

Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.

Примеры ЛФК при ДЦП

ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:

  • для осуществления поддержки двигательных функций;
  • укрепления суставов;
  • мышц живота;
  • туловища и шеи;
  • коррекции дыхания;
  • мимики;
  • эмоций.

Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:

  1. Положением.
  2. Растягиванием.
  3. Ходьбой.

Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.


Различают спастическую форму болезни и астеническую. В первом случае все упражнения должны носить непрерывный характер, для получения максимального эффекта, а во втором они должны быть непродолжительными по времени с обязательными перерывами.

Поддержка двигательных функций

Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:

С пяток на колени

Исходное положение — ребенок сидит на пятках.

Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки

Перенос веса с одной ноги на другую

Исходное положение — специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.

Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.

Перенос веса тела
Вариант выполнения переноса веса с одной ноги на другую

Разгибание колен

Исходное положение — ребенок находится в положении сидя на корточках.

Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.

Разгибание колен
Вариант упражнения

Вставание

Исходное положение — ребенок сидит на стуле

Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.

Равновесие

Исходное положение — малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.

Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.

Удержание равновесия
Упражнение на удержание равновесия

Первые шаги

Исходное положение — ребенок стоит.

Врач начинает подтягивать больного за руку слегка толкая его в разные стороны, чтобы спровоцировать сделать шаг. Удержание равновесия

Давление стопами

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.

Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.

Мама с ребенком
Давление стопами в пол

Суставы

ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:

Поочередное сгибание

Исходное положение — ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.

Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).

Отведение бедра

Исходное положение — пациент лежит на боку.

Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.

Девушка занимается
Вариант выполнения упражнения

Упражнение со столом

Исходное положение — ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.

Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.

Ноги свисают с пола
Порядок разгибания ног

Пружина

Исходное положение — малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).

Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.

Сгибание рук

Исходное положение — ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.

Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.

Мышцы живота

Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.

Сгибание и разгибание

Исходное положение — малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.

Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.


Переворот

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его пере со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.

Вдох — выдох

Исходное положение — пациент лежит на спине.

Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.

Наклоны к ногам

Исходное положение — ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.

Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.

Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.

Прогиб

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.

Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.

Занятия с мамой
Наклоны лучше выполнять с одним из родителей

Неполный кувырок

Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты .

Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.

Помощь специалиста
Запрокидывание ног за голову (вариант исполнения)

Мышцы туловища и шеи

Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:

Покачивания

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.

Важно — ребенок не должен оказывать сопротивление.


Падение по сигналу

Исходное положение — ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.

Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.

«Шарнирная голова»

Исходное положение — пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.

Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.

Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.

Коррекция дыхания

Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.

Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.

Дуем на перо

Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри. Игра с мыльными пузырями

Считаем дыша

В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.

Говорим дыша

Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)

Мимика

Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.

Читайте также:  Сдавление головного мозга, причины, симптомы и лечение

Данный раздел ЛФК называется — психогимнастика.

Эмоции

Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.

Важное условие — доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.

Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:

  1. Радость — попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
  2. Отвращение — пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
  3. Страх — представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
  4. Вина — представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.

Улыбка ребенка
И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.

Лечение положением

Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.

На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента. Ребенок зафиксирован

Выглядит это следующим образом — ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.

Упражнения в бассейне при ДЦП

Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.

Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.

Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.

Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно очесть в этой статье.

В бассейне можно выполнять следующие упражнения:

Отведение ноги

Исходное положение — пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.

Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).

Спиной к борту

Исходное положение — малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.

Необходимо поднять две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).

Упражнения на животе

Исходное положение — пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).

Необходимо поднять левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).

Занятия с мамой
Сгибание ног к груди (вариант)

Упражнения на спине

Исходное положение — пациент лежит на спине и держится руками за бортик.

Требуется поднимать две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).

Разведение ног
Вариант разведения ног со специалистом

Сидячие упражнения

Исходное положение — в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.

Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения

Комплекс мероприятий

Основной задачей реабилитации детей, больных ДЦП, является максимальное развитие умений и навыков. Способ коррекции двигательных расстройств – это становление двигательных действий путем стимуляции выпрямительных рефлексов.

Для этого применяются следующие методы:

  • массаж – должен выполняться только специалистом;bobatterapiya
  • лечебная физкультура;
  • бобат-терапия;
  • применение специальных технических приспособлений во избежание появления патологических поз;
  • логопедические занятия, направленные на коррекцию нарушения речи;
  • занятия с психологом;
  • медикаментозное лечение – применение препаратов, снижающих тонус мышц;
  • хирургические ортопедические вмешательства – сухожильная пластика, коррегирующая остеотомия и другие;
  • функциональная нейрохирургия;
  • физиотерапия – снятие болезненных спазмов мышц;
  • иппотерапия и дельфинотерапия – общение с животными поможет ребенку улучшить речь, координацию, адаптироваться в обществе;
  • арт-терапия – лечение искусством и творчеством – направлена на подготовку ребенка к учебе.

Детям с ДЦП необходимо регулярно заниматься ЛФК – это помогает растягивать мышцы, снимать с них напряжение, расширять диапазон движений, разработаны комплексы упражнений, направленные на выносливость, подготовку к ходьбе, снятие судорог, улучшение равновесия.

Для детей с ДЦП чаще иных применяют следующие программы и средства реабилитации:

  1. Бобат-терапия – предназначается для детей любого возраста, начиная от 3 месяцев и до совершеннолетия. Она включает в себя запрещающие удерживания, направляющие движения и стимулирование ребенка на ожидаемый результат.
  2. Использование приспособлений – специальные приспособления необходимы ребенку во всех сферах жизни, для того, чтобы он мог Ребенок в коляске
  3. Физиотерапия – назначается на всех этапах заболевания с учетом возраста, состояния больного и особенности течения патологии. Назначаются процедуры с осторожностью, учитывая другие заболевания и тяжесть симптомов ДЦП. Самыми распространенными процедурами считаются: электростимуляция, СМТ, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия и другие физиотерапевтические назначения.
  4. Медикаментозная терапия – направлена на устранение нежелательных симптомов. Назначаются мозговые метаболические препараты и нейропротекторы (Церебролизин, Пирацетам), а также сосудистые препараты (Актовегин). Выраженный спазм лечится Мидокалмом, Баклофеном. Эпилептические приступы снимаются противосудорожными препаратами – Ламотриджин или Топарамат.
  5. Войта-терапия – этот метод реабилитации детей, при котором происходит «запуск» определенных мышц. Впоследствии они должны включить спонтанную моторику пациента. Эта методика особенно эффективна для детей до года, потому что в раннем возрасте рефлекторные реакции наиболее интенсивны. Этот метод предотвращает угрозу развития ДЦП, если он обнаружен на ранней стадии и вовремя начато лечение.
  6. Педагогическая программа – при нарушении речи применяются занятия с логопедом. Одной из лучших программ является Логоритмика, где дети в игровой и музыкальной форме запоминают и воспроизводят предлагаемый текст.
  7. Иппотерапия – верховая езда укрепляет мышцы ребенка, особенно спинные. Восстанавливается равновесие и дыхательные Иппотерапия
  8. Костюм Адели – это и ортопедический аппарат, и тренажер, предназначенный для перераспределения нагрузки на мышцы и суставы, образуя мышечный каркас. Задача тренировок с помощью приведенного костюма – «разбудить» спящие клетки двигательного центра. Это достигается путем воздействия на определенную группу мышц, которые и посылают импульсы в мозг. Костюм состоит из жилета, шорт, деталей для коленей и рук, кистевых опор, обуви с петельной системой, шапочки и набора эластичных тяг.

Войта-терапия — эффективный метод реабилитации

В 50-е годы прошлого века чешский профессор Вацлав Войта, работавший в клинике с детьми, больными ДЦП, открыл закономерность движений. Профессор понял, что при нажатии на определенные точки на теле все люди рефлекторно совершают совершенно одинаковые движения.

Это открытие стало основой предложенного В. Войта метода лечения, получившего своё название от имени первооткрывателя.

Принцип терапии, уникальность

Механизм движения мышечно-скелетной системы приводится в действие импульсами, поступающими от спинного мозга. Однако эти импульсы не «включатся», если к спинному мозгу не придет побуждающий сигнал от головного мозга. У больных ДЦП эта связь нарушена. Однако Войта обнаружил, что ее можно восстановить, если начать задавать алгоритм работы двигательного механизма «с конца», т.е. в обратном порядке. Для этого сначала вызывается рефлекторное движение, а потом по цепочке нейронных импульсов сигнал о нем доходит до центральной нервной системы. Такое явление получило название рефлекторной локомоции.

Если у здорового человека от рождения заложены безусловные двигательные рефлексы, то у больного с помощью войта-терапии закладывается условный рефлекс на каждое правильное движение.

Частота и интенсивность занятий

Процедуры рекомендуется проводить 3-4 раза в день. Они эффективны как для грудных детей с ДЦП, так и для дошкольников. Метод Войта применяют и в лечении детей школьного возраста, а вот подростки уже поддаются лечению хуже.

Каждое занятие длится от 5 минут; их длительность может быть большей и постепенно увеличиваться до получаса. Нужно учитывать, что занятия являются стрессом для ребенка, особенно вначале. Ведь их тело само совершает движения независимо от их желаний. Маленькие дети все эмоции выражают исключительно криком, поэтому пугаться могут даже родители.

Важно! Лечебные сеансы могут проводить родители самостоятельно, после предварительного обучения врачом.

Показания к проведению сеансов

Существует три направления использования войта-терапии: ранняя диагностика новорожденных, лечение двигательных нарушений у больных детей и реабилитация взрослых после инсульта. В случае с ДЦП вырабатывается новый двигательный рефлекс, что приносит больным большую пользу. Метод Войта не тренирует новые правильные движения, а «напоминает» организму о врожденной схеме, заложенной в мозге программе передачи импульсов.

Применение войта-терапии показано при любой степени ДЦП, нарушениях координации, некоторых сопутствующих заболеваниях (эпилепсии вне приступов, дисплазии тазобедренных суставов, нарушении рефлексов сосания, глотания, жевания, проблемам с позвоночником). Этот метод лечит задержки моторного, речевого, психического развития, что также зачастую сопровождает церебральный паралич.

Однако при некоторых состояниях метод Войта противопоказан. Это ОРВИ, лихорадочные состояния, острые боли в сердце, послеоперационный период (до заживления ран), заболевания с повышенной хрупкостью костей, обострения хронических недугов.

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни. Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно. В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.

К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

Важно! Родители должны понимать, что достичь всего и сразу невозможно. Следует брать во внимание возможности самого маленького человека, учитывать его потребности и идти к цели постепенно.

Общие направления программы

В программу ЛФК, разработанную для детей, страдающих церебральным параличом, специалисты включили и физические упражнения, и тренировки дыхания, и работу с мимикой и эмоциями. С помощью особых движений разрабатываются различные группы мышц: живота, туловища, шеи. Проводится работа с конечностями, направленная на улучшение двигательных способностей ребенка и дающая возможность на восстановление их природных функций. Параллельно с ней даются упражнения на укрепление суставов.

В комплекс упражнений при детском параличе включены и такие подвиды лечебной физкультуры, как ходьба, растягивание и лечение положением.

Важно!

Физическая коррекция, как метод лечения при атоническо астатической форме ДЦП невозможна без демонстрационных и словесных пояснений, помогающих выстроить занятия по индивидуальному плану.

Освоение двигательных функций

Будучи инвалидом, ребенок не может сам выполнять упражнения, поэтому все занятия с малышами по ЛФК ведутся с поддержкой врача или родителей. При выполнении упражнений с инвалидами помощник должен соблюдать особую осторожность и следить за плавным и медленным темпом. Для повышения двигательных навыков малышу при тяжелых заболеваниях нервной системы необходима гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

  1. Малыша сажают на пятки, врач кладет его руки себе на плечи и помогает маленькому пациенту встать на колени.
  2. Встав сзади ребенка, надо взять его подмышки и помочь ему перенести вес с одной ноги на другую. При выполнении упражнения руки пациента разводят в стороны и следят, чтобы вторая нога оторвалась от пола.
  3. Усадив ребенка на корточки, помощник заходит сзади, располагает свои руки на коленях малыша, и начинает медленно наклонять его туловище. Разгиб коленей должен произойти самопроизвольно.
  4. Освоение вставания со стула. Малыша сажают на стул, врач подходит к нему спереди, осторожно прижимает его ступни ногами, и тянет за руки так, чтобы ребенок сам попытался встать.
  5. Тренировка равновесия. Для того чтобы ребенок выполнил это упражнения, у него должно быть два помощника. Малыша надо поставить так, чтобы одну ногу он выдвинул вперед. Мама и папа занимают положение сзади и спереди ребенка и выполняют прямые толчки в грудь и спину.
  6. Освоение шагов. Врач или родитель подтягивают маленького пациента за руку, немного подталкивая его в стороны, тем самым помогая малышу шагнуть.
  7. Упражнение на развитие опороспособности. Ребенка укладывают на спину, ноги должны быть согнуты в коленях, врач плотно прижимает его стопы к полу.

Развитие мышечной системы живота

Принцип выполнения упражнений на развитие мышц живота при различных видах нарушений мозговой деятельности у детей тот же, что и для обычных тренировок брюшного пресса. Единственное отличие – это наличие помощника. Описание основных позиций:

  1. Взрослый сажает ребенка к себе на колени, и вместе с ним наклоняется вперед, придерживая малыша за таз и колени. В исходное положение маленький пациент должен сам.
  2. Перевороты. Уложив малыша на спину, надо помочь ему сделать мах любой ногой так, чтобы получился переворот. Если пациент капризничает, верните его в состояние покоя ласковыми словами, и затем продолжите занятие.
  3. Выполнение наклонов вперед сидя на полу. Малыша сажают на пол, ноги должны быть немного раздвинуты. Придерживая его за спину, надо добиться, чтобы ребенок наклонился и достал вытянутыми руками пол.
  4. Прогиб позвоночника лежа на полу. Малыш лежит на спине, ноги и руки вытянуты, помощник подкладывает руку под поясницу и помогает ребенку прогнуться так, чтобы ноги и руки не оторвались от пола.
  5. Полу кувырок или запрокидывание ног. В связи с неполадками в нервной системе и непредсказуемости ее реакции на сильное физическое напряжение, упражнение выполняется под строгим контролем. Пациента укладывают на спину, ноги поднимают и запрокидывают за голову. Задача малыша достать пальцами ног поверхности пола за головой.

Развитие суставов

Проработка суставов необходима для закрепления двигательных способностей конечностей больного. В нее входят:

  1. Сгибание ног помощником при лежании ребенка на спине, ноги должны быть выпрямлены в начале упражнения. Амплитуда движения зависит от степени подготовленности пациента.
  2. Перевернув малыша на бок, надо согнуть ногу, размещенную сверху, и отвести ее в сторону.
  3. Уложив больного на стол так, чтобы его ноги свисали с края стола, врач добивается произвольного разгибания конечностей самим ребенком. Самостоятельные движения приводят к повышению тонуса мышц и усиливают психическую деятельность мозга.
  4. Пружина. Малыша кладут на живот, под тазом располагают валик. Помощник берется за руки пациента и делает несильные рывки.
  5. Сгибание рук. Малыша укладывают на спину, голову его поворачивают вправо или влево. Затем начинают сгибать ту руку, на которую он смотрит, помогая малышу не только разрабатывать мышцы, но и визуально запоминать технику движения.

Фазы развития

При реабилитации детей с ДЦП можно выделить конкретные ступени развития. Среди них можно выделить три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности.

Фазы:

  • Ранняя. Она диагностируется у детей в возрасте до 5 месяцев. Проявляется задержкой в развитии несовершеннолетнего, а также в сохранении рефлексов, как у новорожденных. При этом малыш не может играть одной из рук из-за того, что нарушается тонус мышц.
  • Начальная резидуальная. Определяется у детей, которым до 3 лет. Стоит отметить, что дети с ДЦП к двум годам могут не пробовать разговаривать, при этом становится заметна асимметрия в теле. У ребёнка наблюдается повышенная потливость, при этом он может часто давиться свое слюной и едой. Малыши с церебральным параличом не могут полноценно двигаться.
  • Поздняя резидуальная. Она определяется у детей, которым уже больше 3 лет. При этом наблюдается тугоподвижность, укороченность ноги на повреждённой стороне, проблемы с зубами, а также судороги. Значительно нарушается качество слуха, речи и зрения, могут присутствовать расстройства мочеиспускания и дефекации.

Естественно, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем проще будет проходить физическая реабилитация детей с ДЦП. Обязательно будет подбираться конкретная программа, при которой будет проходить адаптация. Важно, чтобы с детьми работали специалисты, так как в этом случае точно удастся добиться успеха. Родителям ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию на потом, её нужно начинать сразу после обнаружения тяжёлой патологии.

ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и , чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.

Работа с малышами с ДЦП

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Внимание! Технику выполнения ЛФК при ДЦП у детей на видео можно найти здесь. Однако не нужно слепо следовать рекомендациям в подобных подборках. Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Игры с телом

Игры с руками

Например, специалист протягивает руку к ребенку со словами: «Давай поздороваемся». Но рука ребенка уходит в сторону или назад. Поэтому работу начинаем именно с этого движения. Инструкция помогает ребенку сосредоточиться на движении и своих ощущениях, и осознать их. «Твоя рука хочет поиграть. Давай с ней поиграем. Рука ушла , она напряженная, жесткая, сильная, вот и удержи ее там и усиль это движение. Я буду считать до 3 (5). На счет три (пять) ты сделаешь очень большое усилие, чтобы ее удержать в этом положении и усилить движение. А теперь расслабь ее и дай отдохнуть. Теперь она мягкая, расслабленная, тяжелая».
Счет необходим при выполнении упражнения, так как он обозначает начало и завершение процесса напряжения, и переход к следующему этапу – расслаблению. Специалист прикасается к руке, но не выполняет упражнение за ребенка. Этот жест может обозначать «Я с тобой» и помогает ребенку сконцентрироваться на тех процессах, которые происходят в этой руке.
Гиперкинез – это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.
Но самое важное на всех этапах работы с телом – это активное участие самого ребенка, его включенность в процесс, осознавание им того, что происходит с его рукой, ногой, телом и пр. Это очень важно. Далее, идем по часовой стрелке. Переходим к левой руке. «А чего хочет эта рука?». Начинаем с движения, которое предлагает ребенок. Повторяем все процедуры: упражнение на напряжение и потряхивание для левой руки.
упражнения для детей с дцп
 
Следующее упражнение направлено на закрепление дифференциации ребенком ощущений напряжения и расслабления.
«Ручка-столик». Ребенок лежит на татами. Помогаем ему вытянуть правую руку и разжать пальцы (если на первых занятиях пальцы не разжимаются, работаем с кулаком). Специалист кладет свою ладонь на ладонь (кулак) ребенка, при этом фиксируя локоть. Немного придавливая ладошку (кулачок), мы искусственно создаем напряжение в руке. Считаем до 5. Затем осторожно стряхиваем руку, и оставляем в покое. Комментируем то, что происходит: «Сначала рука была жесткая, напряженная, а теперь мягкая, тяжелая, расслабленная, она поработала, а теперь отдыхает». Упражнение делаем 3 раза. Тоже делаем с левой рукой.

Игры с ногами

Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.
Следующее упражнение поможет закрепить опыт ребенка различать напряжение и расслабление.
«Крепкие ножки». Специалист стоит на коленях у ног ребенка. По возможности выпрямляем и приподнимаем ноги ребенка, одной рукой придерживаем колени, чтобы ноги не сгибались, другой – придерживаем стопу и упираемся животом в ноги. По счету начинаем наклоняться вперед, используя ноги ребенка как опору, искусственно создавая напряжение. Удерживаем напряжение до 5. Теперь, помогая ребенку снять напряжение, потряхиваем ноги (см. выше).

Игры с шеей и головой

Мягко подводим руки под шею ребенка, так что его голова лежит в сложенных лодочкой руках, осторожно потягиваем шею на себя. «Сейчас я покачаю твою голову». Движения медленные, осторожные делаем 3-5 раз.
«А теперь поиграем с головой и шеей. Я поворачиваю твою голову направо, а ты ее немного удержи в этом положении». Мягко поворачиваем голову ребенка вправо, осторожно фиксируем, положив руку на щеку, ближе к уху, и считаем до 3-х (5). «Теперь голова лежит прямо и, я ее снова покачаю». Специалист мягко покачивает голову ребенка. «А теперь поворачиваем голову налево. А ты ее удержи, пока я буду считать до 3-х (5)». И снова мягкие покачивания. Повороты головы делаем по 3 раза в каждую сторону.
Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Игры с туловищем

Осторожно берем ребенка за талию и, чуть-чуть приподнимая , покачиваем. Сейчас ребенок пассивен, он чувствует, как освобождается от напряжения его позвоночник. Упражнение делаем 3-5 раз.
Упражнение «Растяжка» помогает снять мышечные зажимы, гармонизировать внутреннюю энергию ребенка.
«Вертикальная растяжка». Начинаем с правой стороны тела ребенка. Специалист осторожно придерживает правую руку в области запястья и правую ногу в области лодыжки и по счету начинает легко тянуть руку , а ногу вниз. Считаем до 3-х. На счет 3 движение прекращается. Очень важно просто обозначить движение, ребенок выполняет его сам. Делаем упражнение 3 раза. Затем специалист переходит к левой стороне тела ребенка. Растяжка повторяется 3 раза с левой стороны.
«Диагональная растяжка». Выполняется так же, как «вертикальная растяжка», только правая рука потягивается с левой ногой, а левая рука с правой ногой. Выполняется также по 3 раза. Закончить растяжку нужно потряхиванием рук и ног. Очень хорошо, если на занятии присутствует родитель или другой специалист, тогда проводится потряхивание одновременно рук и ног. Один специалист потряхивает руки, другой – ноги ребенка. Если работает один специалист, то потряхиваем сначала руки ребенка, потом – ноги.
Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.
Очень часто в процессе работы с телом ребенка с ДЦП возникают вибрации, мышечная дрожь в руках, ногах. А.Лоуэн особое значение в процессе терапии уделял вызыванию у пациента непроизвольных мышечных сокращений (мышечная дрожь, тремор, вибрации). Поэтому этого не нужно бояться. Нужно привлечь внимание ребенка к этому процессу и дать процессу завершиться, не пытаясь его прервать: «Твоя ножка танцует. Почувствуй этот танец, дай ей его закончить». Так, по мнению Лоуэна, восстанавливается движение энергии в мышцах. И это свидетельствует о позитивных изменениях в теле ребенка.
Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.

Дыхательные упражнения

Подробно этот этап работы описан нами в «Программе» (См. «Литература», 6). После работы с телом с использованием психофизических упражнений, можно переходить к двигательным упражнениям. Это могут быть упражнения из йоги и психодинамические медитации (см. там же). Мы приводим еще несколько упражнений, придуманных нами в процессе занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией.

Источники

  • https://nervivporyadke.ru/detskaya-nevrologiya/lfk-pri-dtsp.html
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/dcp/reabilitaciya-detej.html
  • https://onevrologii.ru/detskij-tserebralnyj-paralich/reabilitatsiya-pri-dtsp-massazh-lfk-terapiya
  • https://Fiziotera.ru/reabilitacia-detei-s-dcp/
  • https://LfkPlus.ru/lfk-dlya-detej/pri-atonicheski-astaticheskoj-forme-dcp.html
  • https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/reabilitatsiya-detej.html
  • http://fb.ru/article/408627/lfk-pri-dtsp-vidyi-uprajneniy-poshagovaya-instruktsiya-ih-vyipolneniya-raspisanie-programmyi-trenirovok-raschet-nagruzok-dlya-lyudey-s-dtsp-i-neobhodimoe-sportivnoe-oborudovanie
  • http://fb.ru/article/307383/reabilitatsiya-detey-s-dtsp-opisanie-metodik
  • https://Fiziotera.ru/lfk-dlya-detei-s-dcp/
  • https://ortomedtehnika.ru/about/obzory-i-stati/50895/