Первые шаги ребенка: правила для родителей

Содержание
  1. Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения
  2. Развитие навыка самостоятельного хождения
  3. Проблемы развития навыков ходьбы
  4. Правила для родителей
  5. Также читайте
  6. Кто такие дети билингвы: их особенности
  7. Особенности этапов развития ребенка до года
  8. Советы по изготовлению развивающих книг своими руками
  9. Техника безопасности
  10. Обувь
  11. Первые шаги: когда практиковать обучение хождению
  12. Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?
  13. Что может затормозить появление навыка?
  14. Когда стоит волноваться
  15. Вопрос №2: возможные проблемы и их решение
  16. Что сделать, чтобы пошел быстрее
  17. Как помочь ребенку в хождении
  18. Советы молодым родителям
  19. Какие проблемы могут возникнуть
  20. Видео доктора Комаровского: что делать, если ребёнок ходит на цыпочках
  21. Как научить ходить?
  22. Как укрепить мышцы ног?
  23. Обеспечиваем безопасность и комфорт
  24. Интересные упражнения
  25. Почему одни дети идут раньше, а другие позже
  26. Использовать ходунки?
  27. Какая должна быть обувь
  28. Топ-топ, топает малыш…
  29. Почему ребёнок не начинает ходить?
  30. Как учить ребенка ходить в 10, 11 месяцев?
  31. Советы:
  32. Рекомендации от Е. Комаровского
  33. Учим ребёнка ходить
  34. Подготовительный этап
  35. Упражнения для раннего возраста
  36. Упражнения для детей постарше

Особенности приобретения навыка самостоятельно хождения

Развитие двигательных умений, мышц и координации движения начинается с первого дня рождения:

  1. С 1 до 3 месяцев дети учатся держать голову, стараются удерживать предметы в руках.
  2. С 3 до 6 месяцев малыши начинают поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, стараются сидеть.
  3. С 6 до 9 месяцев учатся стоять с поддержкой и вставать на четвереньки.
  4. С 9 до 12 месяцев могут уже передвигаться на четвереньках и стоять без поддержки.
  5. С 13 до 14 месяцев наблюдается самостоятельное хождение детей.
  6. С 14 до 15 месяцев малыши начинают наклоняться, отходить назад, таскать игрушки за собой.
  7. С 1,5 до 2 лет дети начинают осваивать спуски и подъемы по лестницам, прыгать и толкать мячик ногами.
  8. С 3 лет дети уже обладают скорректированной ходьбой.

Возраст указан приблизительно, ведь каждый ребенок развивается по-своему. У каждого малыша своя комплектация, умение держать равновесие, мышечный тонус, мотивация и помощь от родителей.
Ребенок делает первые шаги, пусть и не самостоятельные, уже на первых неделях своего существования. Для этого кому-то из родителей необходимо взять малыша под мышки и поставив его ножки на твердую поверхность, придерживать. При этом ребенок должен опираться на свои ноги. При наклоне его корпуса немного вперед малыш должен начать переступать ножками. Это еще не шаги ребенка. Это эффект опоры. Отсутствие такого рефлекса означает возможный перенос гипоксии или свидетельствует о каких-либо травмах в утробном периоде и внутричерепной травме самого малыша.

Развитие навыка самостоятельного хождения

Мышцы ног развиваются от количества поворачиваний и увеличения навыков самостоятельной посадки и сидения. Если малыша взять за подмышки примерно в 5 месяцев, он должен с радостью отталкиваться ножками от коленей взрослого.

Около 8 месяцев дети ощущают всю прелесть и удобство нахождения в вертикальном положении. Так ребенку удобнее играть, больше видимый обзор. В таком положении они начинают пытаться подняться на ножки, хватаясь за всяческие опоры, находящиеся поблизости. Через несколько недель такой малыш будет ходить по квартире, держась за мебель, падать и снова подниматься. Родителям в такие моменты важно ничего не упустить из виду во избежание различных травм.

Затем наступает период изучения сопутствующих движений, малыши стараются уронить и поднять игрушку из положения стоя. Некоторое время спустя можно наблюдать, как ребенок быстрыми шажками перебегает от одной опоры к другой. С 13 месяцев дети начинают самостоятельно ходить. Конечно, первые месяцы, они будут делать это неустойчиво, но с каждой попыткой, ходьба будет совершенствоваться.

Некоторое время дети ходят, практически не сгибая широко расставленных ног, стараясь держать равновесие, не опираясь на что-либо. Ходьба такого типа будет наблюдаться, пока у ребенка не окрепнут связки. По мере освоения этих навыков стопы начнут сближаться, руки перестанут помогать держать равновесие и станут свободными для игрушек и других важных малышу вещей.

Проблемы развития навыков ходьбы

Проблемы возникают по ряду различных причин. В первый год жизни важно проходить профилактическое обследование. Прохождение медицинских специалистов сможет выявить возможные нарушения в раннем возрасте, когда их можно будет исправить.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы:

1. В возрасте более 1,5 года ребенок не ходит или пошел около года, но его ходьба неуверенная и недолгая. Это нарушение может возникнуть из-за перенесенной родовой травмы, черепно-мозговой, ДЦП, наследственных нервных заболеваний. Возможен курс реабилитации. После осмотра врачом-специалистом назначается комплексное лечение.

2. Ребенок постоянно падает, старается все время держать за руку родителей, практически самостоятельно не ходит. Рассматриваемая проблема сообщает о том, что, возможно, у малыша плохое зрение. В этом случае требуется осмотр у окулиста.

3. Физически ребенок ходит отлично, но боится делать это без опоры (мебель, родители). Данная проблема, скорее всего, указывает на психологическую причину. Возможно, ребенок был чем-то сильно напуган или ушибся, когда пытался пойти сам. Родителям в такой ситуации рекомендуется поддержать кроху, кричать и торопить ни при каких обстоятельствах нельзя.

4. Видны сильные нарушения ходьбы. Рекомендуется обратиться к хирургу-ортопеду, возможно, есть вывих тазобедренного сустава. Необходимо не запускать возникшей ситуации, а исключить ее и продолжить поиски настоящей причины.

5. Малыш все время передвигается на носочках. Скорее всего, у ребенка спазм икроножных мышц. Требуется массаж, специальная обувь и гимнастическая программа. Обязательно рекомендуется обратиться к специалисту.

6. Стопы расположены не по норме, то есть при ходьбе не сохраняется параллельное положение стоп. Можно исправить, пока у малыша они не сформировались, обратившись к специалисту.

Правила для родителей

Родители могут помочь, когда ребенок делает первые попытки самостоятельного хождения. Некоторые правила, которые следует выполнять:

1. Рекомендуется не торопить малыша с первым шагом. Опорно-двигательный аппарат должен быть готов к таким нагрузкам. Приступать к этапу ходьбы необходимо только после полного освоения ребенком этапа ползания. Именно на предыдущем этапе развиваются и укрепляются мышцы. Не стоит забывать, что взрослым ходить легко, а для малыша это тяжелое усилие над собой.

2. Необходимо заинтересовать малыша. Например, когда он находится на четвереньках, показать какую-нибудь игрушку выше уровня глаз ребенка. Потом ее надо медленно положить на кровать или тумбочку так, чтобы он все видел. Когда малыш поднимется и потянется за игрушкой, необходимо переместить ее чуть подальше, так у заинтересовавшегося малыша появится мотив сделать несколько шагов.

3. Покажите пример. Сделать это можно находясь на прогулке или дома. Необходимо просто показать малышу передвигающихся пешком или бегущих людей.

4. «Все сам». Ходунки использовать не рекомендуется. Это средство лишь создает видимость обучения ходьбе, на самом деле ребенок и вовсе может отказать ходить потом самостоятельно, прилагая какие-то усилия. Это правило касается и других способов применения опор (например, ходьба с поддержкой под мышками). Оба варианта могут развить у ребенка неправильную осанку, деформацию стоп. Наиболее безопасным, по мнению педиатров, будет использование катающихся предметов с ручкой.

5. Очень полезно играть с малышом. Так как удержать непоседу будет непросто, рекомендуется учить ходить, играя. Можно придумать игры, в которых малыш даже не заметит, что выполняет полезные гимнастические упражнения.

6. Не рекомендуется ограничивать детей в движениях. Коляску следует использовать только для сна или в качестве транспорта. Так малыш быстрее научится ходить.

7. Дома только босиком. Или в носках с резиновой подошвой. Выполнение этого правила поспособствует профилактике плоскостопия и других нарушений формирования стопы.

8. Прежде всего должна соблюдаться безопасность. Давая ребенку действовать самостоятельно, не следует забывать о его безопасности. Рядом с малышом не должно быть никаких опасных предметов. Хождение ребенка должно быть в просторном помещении без препятствий. В современных магазинах продается множество приспособлений, обеспечивающих безопасность для детей (блокираторы дверей, мягкие крепления на углы мебели и т.д.).

Вывод: родителям следует запастись терпением, чтобы хорошо понимать своего ребенка. Самое важное — вовремя отслеживать нарушения и всевозможные отклонения от нормы, и тогда с помощью специалистов можно будет их исправить. Когда малыш делает первые небольшие, но самостоятельные шаги, это огромная радость для родителей и самого малыша.

Также читайте

Мальчик и земной шар

<хедер>

Кто такие дети билингвы: их особенности

Кто такие билингвы дети, в чем их … Счастливый малыш

<хедер>

Особенности этапов развития ребенка до года

Этапы развития ребенка до года и их … Книга своими руками

<хедер>

Советы по изготовлению развивающих книг своими руками

Оригинальные идеи для создания развивающих книг своими … Ребенок и книжка

<хедер>

Техника безопасности

В вышеописанной ситуации родителями были созданы (правда, совершенно случайно) очень хорошие условия для овладения ребёнком навыками ходьбы. Малыш был в полной безопасности, потому что в комнате не было острых мебельных углов и преград, а падать на ковёр ему было мягко и удобно. 

Очень часто дети после двух-трёх болезненных падений оставляют попытки ходить самостоятельно и возвращаются к ним с большим опозданием. Главная задача для родителей на этом этапе — свести травмоопасность к минимуму.

Обувь

Одним из вопросов, возникающих у родителей ребенка, делающего первые шаги, является – какую обувь надо покупать малышу. Стопа крохи, начинающего ходить, еще не до конца сформирована: связки эластичные и растяжимые, ее мышцы еще слабые, физиологические изгибы не оформились. Поэтому неправильная нагрузка на стопу может вызвать нарушение ее развития. Чтобы не допустить этого, очень важно грамотно подобрать ребенку обувь. Детская обувь должна фиксировать стопы малыша, способствовать естественному формированию сводов стопы и правильному распределению нагрузки, предотвращать развитие плоскостопия.

Ортопеды рекомендуют приобретать первые ботиночки или сандалии для крохи тогда, когда он начал делать первые попытки вставать на ноги. Детская обувь должна быть удобной, легкой, из натуральных материалов и при этом отвечать следующим требованиям:

  • обувь должна хорошо держаться на ноге и не спадать с нее;
  • обувь не должна терять свою форму при ходьбе;
  • застежка надежная и удобная, хорошо фиксирует ногу в щиколотке;
  • стелька абсолютно ровная (без супинатора);
  • задник закрытый, жесткий, высотой до щиколотки, хорошо фиксирует пятку;
  • подошва с небольшим каблучком (до 0,5 см), нескользкая, с рельефной поверхностью, гнущаяся, умеренно жесткая;
  • носок обуви должен быть широким, округлым и достаточно жестким, чтобы он мог защитить пальчики малыша от травм.

Детская обувь не только защищает ноги ребенка от травм, но и способствует правильному формированию его стопы. Поэтому не стоит крохе донашивать обувь за старшими детьми, так как ношенные ботинки или сандалии принимают форму ноги «первого» хозяина и уже не будут правильно «сидеть» на ноге другого ребенка. Ношение «чужой» обуви может вызвать патологию формирования стоп.

Важно не только найти магазин, в котором продается хорошая и качественная обувь для детей, но и правильно подобрать малышу его первые ботинки или сандалии. Следующие рекомендации по выбору детской обуви помогут вам в этом:

  • выбирать обувь надо вместе с ребенком, чтобы он сразу примерил ее;
  • примерять обувь лучше во второй половине дня, так как за день любая нога немного отекает;
  • перед покупкой обуви дайте ребенку походить в ней 5-10 минут, чтобы он смог понять удобно ему в ней или нет;
  • выбирая между сандалиями с открытым и закрытым носком, отдайте предпочтение последним;
  • расстояние от пальцев малыша до края стельки обуви не должно превышать 1-1,5 см;
  • не стоит покупать ребенку обувь на несколько размеров больше (на вырост), так как нога в ней будет плохо зафиксирована, что может привести к неправильному формированию стопы и травмам;
  • если стопы ребенка немного различаются по длине и полноте, то выбирайте обувь по той ноге, которая больше.
Читайте также:  Эпидемическая пузырчатка у новорожденных детей: лечение, причины, симптомы

Первые шаги: когда практиковать обучение хождению

Умение ходить ребенок осваивает поэтапно, по мере своего психомоторного развития. Сначала младенец учится ползать, затем подниматься на ножки, держась за опору. Постепенно он учится дольше стоять в вертикально положении, и затем делает первый шажок, придерживаясь. Многие малыши пытаются вставать и передвигаться вдоль опоры уже с 7-8 месячного возраста.

Сказать заранее, в каком возрасте пойдет конкретный ребенок, сложно. Скорость освоения навыка зависит от индивидуальных особенностей малыша. По медицинским нормам, первый шаг без поддержки ребенок должен сделать до 1 года 3 месяцев. Начинать учить ребенка хождению можно с момента, когда он способен стоять без опоры – в 10-11 месяцев.

На заметку! Даже если вы уверены, что ребенок готов учиться шагать, не стоит поощрять хождение до 9-месячного возраста. Для неокрепшего позвоночника это чревато проблемами с формированием осанки.

Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

  • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
  • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.

Что может затормозить появление навыка?

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Когда стоит волноваться

Если ребенок после года не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

  • Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

  • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

  • Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

  • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Что сделать, чтобы пошел быстрее

Хотите, чтобы ребенок пошел в 11 месяцев? Тогда начинайте готовить его к этому… с пеленок. Новорожденным полезны массажи и гимнастика. Уже в месяц их необходимо регулярно выкладывать на животик: так и газики будут меньше досаждать, и мышцы спины, шеи будут крепнуть.

В 3 — 4 месяца пора учить переворачиваться. Это задействует мышцы спины и потом поможет быстрее сделать первые шаги. К полугоду кроха начинает садиться. Бывает, дети приходят к этому раньше, хотя врачи это и не рекомендуют. С 6 месяцев можно и нужно ползать, подолгу и с удовольствием. Последнее придет, если постоянно как бы невзначай оставлять любимые игрушки вне зоны досягаемости. Тогда малыши за ними тянутся, и навык оттачивается быстрее.

Кстати, ученые обнаружили интересный факт в ходе исследования. Оказывается, дети, которые активно ползали в младенчестве, легче обучаемы и невероятно успешны в школе, по сравнению с теми, кто сразу «пошел». Возможно, это косвенно объясняется тем, что такие малыши более любознательны от природы.

Как помочь ребенку в хождении

  • Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
  • Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
  • Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
  • Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.

Советы молодым родителям

  • Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык. Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов.
  • Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период.
  • Проведение физической подготовки. Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться. Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка. Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша.
  • Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту.
  • Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам.
  • Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.
Читайте также:  Юбки для девочек (79 фото): из фатина, черные, длинные, детские, пачки, на резинке, в складку, модные

О чем не нужно забывать:

  • Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
  • Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
  • Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
  • Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.

Какие проблемы могут возникнуть

Бывает, что дети в годик ещё не могут самостоятельно или при помощи взрослых сделать и нескольких шагов. В этом случае необходимо срочно обратиться к детскому неврологу.

А некоторые малыши не становятся на всю ступню, а ходят на носочках. Родители паникуют по этому поводу, полагая, что виной тому какие-то отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата малыша. Но доктор Комаровский уверен, что ничего страшного в этом нет.

Видео доктора Комаровского: что делать, если ребёнок ходит на цыпочках

https://youtube.com/watch?v=QSysmsZWVNQ

Как научить ходить?

Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку – но не научиться ходить, а преодолеть страх.

Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

  • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
  • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
  • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
  • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.

Как укрепить мышцы ног?

Ребенок может совершить свои первые шаги позже, если у него недостаточно сильные мышцы ног или имеется гипертонус (ножки сильно напряжены и малыш не становится на всю стопу, а приподнимается на цыпочки). При гипертонусе следует обратиться к врачам, а вот укреплению мышц и лучшему развитию координации поможет специальная гимнастика, которую можно выполнять дома.

Упражнения:

  1. Для закрепления умения стоять самостоятельно посадите малыша лицом от себя на корточки и, держа кроху за бедра, раскачивайте ребенка назад и вперед. Это вынудит его подняться на ровные ноги. Начинать так заниматься можно с 9 месяцев, но если малыш не спешит подняться при раскачивании, значит, у него еще слабые мышцы ног и такое упражнение пока стоит отложить.
  2. Чтобы развивать координацию, можно с 6 месяцев упражняться на фитболе (пусть мяч будет средним по размеру и не полностью надутым). Посадив кроху на фитбол лицом от себя, крепко держите ребенка за бедра и наклоняйте его в разные стороны.
  3. Когда малыш научился вставать с помощью опоры, стимулируйте закрепление такого навыка с помощью любимой игрушки. Передвигайте игрушку по полу (малыш будет ползти за ней) к креслу, а затем поднимите ее так, чтобы кроха захотел подняться к игрушке, ухватившись за кресло.
  4. С малышом старше 9 месяцев можно «ходить», используя две палки или обруч. Взяв две палки высотой примерно 1,2 м, дайте стоящему ребенку ухватиться за них и положите свои руки на его ручки. Затем медленно начните двигаться вперед, переставляя палки, как будто они лыжные. Если решено использовать обруч, пусть ребенок будет внутри, а вы снаружи. Начните передвигать обруч вперед, назад, по кругу. Так вы будете подталкивать кроху к движению.
  5. Если ребенок уже умеет перемещаться по комнате, держа вас за руку, научите его переступать через препятствие. Таким препятствием может быть веревка или шнур на уровне колен крохи. Натянув веревку между мебелью, подведите малыша к ней и предложите переступить.
  6. Если ребенок уже научился переступать ножками, когда взрослый держит его за руки (обычно в 9-10 месяцев), предложите малышу держаться за прогулочную или игрушечную коляску. Как только коляска тронется с места, ребенок будет тянуться за ней и станет шагать. Поддерживайте коляску, чтобы она не уезжала далеко от ребенка. Оптимальный вариант – каталка-ходунки.

Ходунки-каталка для обучения хождению

Обеспечиваем безопасность и комфорт

Если во время обучения ходьбе ребенок упадет, ушибется или получит травму, это может стать причиной сильного испуга и надолго закрепит в его сознании чувство опасности. Чтобы этого не произошло, обучение должно проходить в безопасной обстановке. Как ее создать?

  • Убрать с пола все, обо что можно пораниться или за что можно зацепиться и упасть (шнуры, острые предметы, игрушки), поставить мягкие заглушки на все углы, ограничители – на двери. Пол не должен быть скользким, а ковер – ерзать по нему.
  • На пути малыша не должно быть ступенек или порогов, поэтому учиться ходить лучше дома в комнате, а не на улице.
  • Обувь может стать дополнительным источником неудобства и беспокойства, поэтому учить кроху ходьбе лучше босиком или в носочках, которые не скользят по полу.
  • Ребенок должен видеть, что родители всегда рядом и могут подстраховать, подхватить его, если он споткнется или потеряет равновесие.
  • Стимулов для малыша не должно быть слишком много, иначе он растеряется и не поймет, за каким именно предметом нужно идти.
  • Колготки или штанишки не должны мешать, сползать и путаться между ножками.
  • Во время таких занятий кроха должен хорошо себя чувствовать и находиться в комфортных условиях (тепло, свежо).
  • Не нужно торопить события, требуя от малыша, чтобы он сразу сам прошагал полкомнаты. Правильно, если первых шагов будет немного: пара-тройка. Иначе ребенок может испугаться.

Чтобы стимулировать свое чадо к самостоятельной ходьбе, чаще гуляйте с ним в местах, где бегают маленькие детки. Пусть вдохновляется их навыками, умением управляться с игрушками свободными ручками, и стремится к этому сам.

Интересные упражнения

Есть несколько упражнений, способствующих укреплению навыка ходьбы. Их можно проводить в игровой форме, они полезны для общего физического развития ребенка, помогают научиться управлять своим телом. Начинайте их выполнять, когда карапуз уже умеет ползать и стоять у опоры.

  • Скоростное ползание. Поставьте перед крохой любимую игрушку и перемещайте ее, мешая ему взять добычу руками. Одни малыши любят ползать за заводными жужжащими зверями, другие – за пультом от телевизора. После погони поставьте игрушку на стул, чтобы «охотник» встал и дотянулся до нее.
  • Перешагивания. Соорудите невысокие ступеньки, препятствия, через которые чадо будет переползать или перешагивать, держать за ваши руки.
  • Приседания. Стоящего малыша возьмите за ручки, потяните вниз, чтобы он присел, после чего возьмите за корпус и поднимите так, чтобы он оказался на носочках
  • Хождение на руках. Пусть малыш попробует топать за игрушкой, переставляя по полу ручки, его ноги удерживайте на весу.
  • Хождение за руки или на ногах взрослого. Обычно дети это очень любят. Здесь главное не переусердствовать, чтобы маленький непоседа не ленился ходить без поддержки. Кроме того, это серьезное испытание для спины взрослого.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Иногда родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

Использовать ходунки?

Ходунки часто используются для того, чтобы быстрее научить ребёнка в год ходить. Часто ходунки могут сдвинуть дело с мертвой точки и малыш быстро научится передвигаться самостоятельно и без опоры в 10-12 месяцев.

Существуют разные мнения о ходунках, как позитивные, так и негативные. Рассмотрим сначала негативные:

  1. У ребёнка нет возможности научиться держать равновесие из-за постоянного наличия опоры.
  2. Замедляются навыки развития подвижности.
  3. Походка становится пружинящей.
  4. Существует огромный риск травмироваться.
  5. Постоянное сдавливание промежности и присутствует мышечный тонус.
  6. Передвижение слишком ограничено.
  7. Дезориентация в пространстве.

Даже доктор Комаровский не рекомендует ходунки, если есть шанс научить правильно ходить ребенка в год и без них.

Полезность ходунков выражается в следующем:

  1. Малыш учится ходьбе.
  2. У ребёнка в год развивается координация.
  3. Крохе легче исследовать окружающее его пространство.
  4. С 12 месяцев укрепляются мышцы спины и ножек.
  5. У ребёнка  свободны руки для игр.
  6. У мамы появляется свободное время.

Решать, использовать ходунки или нет, каждые родители вольны выбирать сами. Но прежде чем идти на такой шаг, получите консультацию специалиста, так будет правильно.

Какая должна быть обувь

Чтобы научить малыша ходьбе правильно, нужно правильно подобрать обувь для тренировок. Для этого нужно уже в 9 месяцев начать подбирать крохе правильную обувь. Если у вашего малыша нет никаких ортопедических отклонений, то вполне достаточно будет удобных ботиночек с жесткой фиксированной пяткой и мягкой, гнущейся подошвой. Подбирая обувь, ее обязательно нужно примерять. Иначе обновка не подойдет или по полноте ли по длине.

Читайте также:  Детский сад комбинированного вида: что это такое, МБДОУ — www

Требования к детской обуви, в которой малыш будет учиться ходить:

  1. Она должна быть сшита из кожи или замши, так ножка сможет дышать.
  2. Подошва должна быть тонкой и гибкой.
  3. Задняя часть должна быть фиксированной и твердой.
  4. Устойчивый каблучок позволит крохе в год не заваливаться назад.
  5. Поверхность обуви должна быть мягкой и легко образовывать складки.
  6. Чтобы свод стопы формировался правильно, обувь должна иметь мягкий супинатор.

Как выбрать обувь для ребенка. Доктор Комаровский. Подобрать обувь

Топ-топ, топает малыш…

Ребенок уже начинает проявлять самостоятельность, передвигаясь с помощью опоры? Он уже может, держась за мебель, дойти с одного ее конца до другого?

Многие родители в этот период  придумывают способы, как научить ребенка ходить, чтобы в год с небольшим он самостоятельно бегал.

В первую очередь, малыш должен чувствовать поддержку взрослых. Например, можно взять его за руку и пойти вместе: посмотреть, как умывается кошка, что видно из окна, кто вернулся домой после работы.

Мальчишки будут с удовольствием ходить и толкать впереди себя толокар в виде машины, а девочки кукольную колясочку, за которую удобно ухватиться, ходить и катить вперед. Когда исполнится ребенку 11-12 месяцев, вопрос, как научить ходить, может оказаться уже не таким актуальным.

Если в доме до сих пор остались ходунки, надо их убрать, чтобы малыш забыл, что это такое. Фаза активного хождения должна проходить естественным образом, а не ограничиваться сиденьем и бампером ходунков.

Ходунки очень спорное приспособление. На мой взгляд, от этого приспособления больше вреда чем пользы: в них малыш не может правильно сидеть и ходить, он постоянно смещает центр тяжести, опираясь на ходунки.

Кроме того, это не слишком безопасно: ведь нелегко уследить за бутузом, который носится по всему дому в ходунках. Гораздо лучше будет развивать внимание и наблюдательность крохи, учить ходить самостоятельно и без поддержки. Любителям модных детских гаджетов рекомендуют заменить ходунки на игровой столик с музыкой и светом. Если вы все же решили приобрести ходунки, узнайте когда можно сажать ребенка в ходунки>>>.

Помните, что чем больше вы поощряете в ребенке желание ходить, тем быстрее он этому обучится. Можно присесть на коленки в нескольких шагах от него и попросить дойти до маминых объятий. Дети очень любят такие «походы», закрепление навыков хождения и веселый смех точно будет гарантирован.

Почему ребёнок не начинает ходить?

Бывают случаи, когда у ребёнка отсроченное достижение в ходьбе.

Не паникуйте.

Медицинские эксперты утверждают, что если ребёнок младше 18 месяцев ещё не начал ходить, не следует беспокоиться и преждевременно волноваться. Малыш сможет легко догнать своих сверстников позже.

Вот некоторые основные моменты, из-за которых малыш может пойти позже обычного:

  • преждевременно рождённые дети могут учиться ходить позже.

Дети, рождённые в срок, могут сделать свои первые шаги самостоятельно в возрасте 12 месяцев. Однако недоношенные дети в большинстве случаев начнут делать это в более позднем возрасте — месяцев в 15. У таких младенцев бывает замедленный общий рост. И это для них вариант нормы. Регулярный осмотр врачом гарантирует, что недоношенный малыш достигнет всех этапов развития, даже если где-то задержится;

  • ранние неонатальные инфекции иногда приводят к задержке развития.

Инфекционные болезни в раннем детстве могут привести к отсутствию какого-либо этапа развития или к его запаздыванию.

Например, болезнь лёгких, называемая бронхолёгочной дисплазией, может влиять на положение тела крохи, что впоследствии вносит коррективы в физические действия, такие как сидение и ходьба. Необходимо, чтобы педиатр проверял ребёнка после каждого приступа тяжёлой болезни для своевременной диагностики любой задержки развития;

  • некоторые генетические нарушения могут замедлять хождение.

Генетические расстройства, такие как аутизм, церебральный паралич и синдром Дауна, могут задержать появление физических навыков, таких как ходьба. Регулярно обследуйте ребёнка по этим проблемам.

Как учить ребенка ходить в 10, 11 месяцев?

В таком возрасте ваш ребенок уже обладает многими навыками:

  • ему уже под силу самому вставать, стоять, сидеть продолжительный период
  • может даже напевать любимые песни, бросать целенаправленно игрушки
  • катает игрушки на колесиках, бросает мячи
  • начинает сам делать шажки, может устраивать пробежки от одной опоры до другой

Ваша задача поощрять все эти умения. Помогать малышу, делать первые шаги.

Первые шаги ребенка в 11 месяцев
Первые шаги ребенка в 11 месяцев

Советы:

Как только ваш ребенок научится ходить, вам предстоит усиленное внимание за ним.
Уберите все хрупкие, мелкие, ценные, бьющиеся вещи подальше, чтобы ваш исследователь к ним не добрался.
Обеспечьте крохе пространство для пеших прогулок.
Помощь взрослого малышу нужна (только без давления), но не в обучении ходьбы, а в поддержке. Так вы можете водить карапуза за ручку, предоставить ему устойчивые предметы, за которые он сможет удерживаться и передвигаться, заинтересовывать его игрушками, задавайте крохе цель.
Позаботьтесь, чтобы на пути ребенка не было острых углов.
На розетки поставьте заглушки.
Не бойтесь, если кроха упадет. Научится ходить, не падая не возможно. Кости в этом возрасте очень эластичные, переломы минимальны. Не бойтесь, что ребенок ударится затылком, это бывает крайне редко, ведь центр тяжести у малыша расположен так, что он либо приземлится на попу, или упадет вперед. Если все же волнение присутствует, застелите пол мягким ковром, который смягчит падение. Помните, ребенок должен научиться падать и группироваться при этом. И горькие слезы зачастую не от боли, а от испуга.
Первые шаги лучше делать без обуви (босиком).
На прогулке давайте малышу катить коляску, водите его за ручку.
Ходунки лучше не использовать, во-первых они задерживают самостоятельную ходьбу, а во-вторых не позволяют развиваться вестибулярному аппарату, увеличивается нагрузка на тазовые кости и голени.
Если ребенок постоянно привстает на цыпочках, следует показать его невропатологу. Служить этому может повышенный мышечный тонус.

Рекомендации от Е. Комаровского

Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

Несомненный вред ходунков, по мнению доктора, связан со слишком ранним приданием ребенку вертикального положения. Сначала кроха должен укрепить связки и мышцы ползанием, и лишь после этого учиться ходьбе. Если же родители используют ходунки, они должны помнить об умеренности и оставлять в них ребенка на 30-40 минут, не больше.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Подготовительный этап

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Подготовительный этап

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его , чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Упражнения для детей постарше

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Источники

  • http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/pervye-shagi-rebenka.html
  • https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr11/ppervye-shagi-kak-nauchit-rebenka-hoditp
  • https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/pervye-shagi-rebenka-chto-nado-znat-roditelyam.php
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-rebenka-hodit-samostoyatelno/
  • https://agushkin.ru/razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-xodit.html
  • https://kroha.info/razvitie/kak-nauchit-rebenka-hodit
  • https://umnyash.com/rebenok-do-goda/navyki-sposobnosti/vo-skolko-malysh-nachinayet-khodit-samostoyatelno.html
  • https://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-hodit
  • http://www.baby-lifestyle.ru/malysh/kak-nauchit-rebenka-khodit.html
  • https://babymir.net/vo-skolko-mesyacev-deti-nachinayut-xodit/
  • https://babyzzz.ru/1-3/10232.html
  • https://o-krohe.ru/komarovskij/kak-nauchit-hodit/
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit/hodit-samostoyatelno/
  • https://Razvivashka.online/fizicheskoe/nauchit-rebenka-hodit
  • https://pups.su/vospitanie/rebenok-nachinaet-hodit.html
  • https://rebenokmama.ru/kogda-deti-nachinayut-hodit/
  • https://razvitieiq.ru/fizicheskoe-razvitie/kak-nauchit-rebyonka-hodit-samostoyatelno-komarovskiy.html
  • https://uroki4mam.ru/kak-nauchit-rebenka-hodit
  • https://kroha.info/razvitie/kogda-rebenok-dolzhen-nachat-hodit
  • https://heaclub.ru/kak-bystro-nauchit-rebenka-hodit-kak-nauchit-rebenka-hodit-samostoyatelno-bez-podderzhki
  • https://40-nedel.ru/223-pervye-shagi-rebenka.html