Человеческие ресурсы организации: структура и характеристики

Человеческие ресурсы организации

Вспомните, как в организациях называют работающих в ней сотрудников – «персонал», «кадры», «штат», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы». Принципиально эти понятия ничем не отличаются, и их можно рассматривать, как синонимы. Так же считает и большинство отечественных и зарубежных авторов публикаций на тему управления персоналом. Различия связаны только с различными принципами работы с персоналом.

Если управление основано на административных методах (приказы, распоряжения, инструкции), то работников организации уместно характеризовать как «штаты», «кадры», «персонал».

Если управление основано на кадровой политике, направлено на развитие сотрудников, раскрытие их трудового потенциала, то правильнее использовать термин «человеческие ресурсы».

Такое понимание роли сотрудников организации появилось не сразу. В связи с этим менеджер по кадрам или по персоналу превратился в HR-менеджера – специалиста по управлению человеческими ресурсами.

В российских компаниях все еще распространены должности менеджера по кадрам и менеджера по персоналу, а в организациях с небольшим штатом – менеджера по кадрам и заработной плате.

Человеческие ресурсы – это совокупность трудового потенциала сотрудников организации.

Трудовой потенциал – воплощенный в людях человеческий капитал в форме их образования, квалификации, знаний и опыта.

Из этих определений можно сделать вывод, что если организация захочет оценить человеческие ресурсы или потенциал своих сотрудников, то нужно будет проанализировать следующие параметры: образование, квалификацию, знания, опыт. Упростить эту задачу поможет представление о структуре персонала организации (человеческих ресурсов).

Состав персонала любой организации неоднороден. Дело в том, что даже в самой маленькой организации приходится выполнять множество видов деятельности, а для этого требуются сотрудники, которые владеют разнообразными профессиями, опытом, квалификацией, занимающие разные должности. По этим и некоторым другим признакам мы можем охарактеризовать статистическую и аналитическую структуру сотрудников организации.

Статистическая структура человеческих ресурсов организации отражает:

  • виды деятельности;
  • характер выполняемых функций;
  • категорию должностей.

По видам деятельности организации выделяют:

  • персонал основных видов деятельности, занятый созданием продукции, услуг, управлением или обслуживанием этих процессов (например, продавцы, специалисты, администрация);
  • персонал неосновных видов деятельности, к которому относятся работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйств, подразделений социальной сферы (например, охрана, водители, уборщики).

Структура человеческих ресурсов организации

Структура человеческих ресурсов организации

Рабочие создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Рабочие могут быть основными (участвуют в технологическом процессе создания основного продукта или услуги) и вспомогательными (работают в ремонтных, складских, транспортных подразделениях). К рабочим также относится младший обслуживающий персонал, который оказывает услуги, не связанные с основной деятельностью.

Служащие занимаются умственным, интеллектуальным трудом, осуществляют управление, выполняют административно-хозяйственные функции, бухгалтерские, юридические и другие виды работ.

Аналитическая структура человеческих ресурсов организации предполагает распределение персонала по профессиям, образованию, полу, возрасту, стажу работы.

Возрастную структуру персонала организации обычно представляют в такой таблице:

  • до 25 лет;
  • от 26 до 35 лет;
  • от 36 до 45 лет;
  • от 46 до 55 лет;
  • 56 лет и старше.

Разделение сотрудников организации по уровню образования:

  • высшее;
  • незаконченное высшее (более половины срока обучения);
  • среднее специальное;
  • среднее общее;
  • неполное среднее;
  • начальное.

Такая группировка необходима менеджеру по персоналу – анализируя структуру человеческих ресурсов, он может оценить трудовой потенциал организации, ее способность к развитию и обновлению, выполнению более сложных задач, ее перспективы, и, как следствие, конкурентоспособность на рынке.

Попробуйте проанализировать структуру персонала организации, в которой вы работаете в настоящее время. Постарайтесь определить уровень ее трудового потенциала.

Основные характеристики человеческих ресурсов организации

Основные характеристики человеческих ресурсов организации

Способность к постановке собственных целей. Само собой разумеется, что это может сделать только человек. Ни финансовые, ни информационные, ни технологические ресурсы не могут ставить перед собой цели. Они предназначены исключительно для того, чтобы обеспечивать достижение целей, поставленных людьми.

Способность проявлять инициатив и активность. Невозможно представить себе станок, который по собственному усмотрению мог изменить скорость своей работы, или платеж, который сам «решил» задержаться на пути из одного банка в другой. Кстати, активность и инициативность человеческих ресурсов не всегда могут действовать в желательном для организации направлении. Ими, как и всеми остальными, необходимо грамотно управлять.

Способность к изменению своих свойств и своего поведения. Работники организации могут повышать и терять свою квалификацию, а также приобретать определенные навыки. С возрастом и опытом приходит мудрость, терпимость по отношению к окружающим. В разные периоды трудовой жизни может наблюдаться разная активность. Даже в течение рабочего дня эмоциональный настрой может колебаться, отражая настроение работника, а значит, поведение и эффективность работы.

Остальные ресурсы не обладают разумом, поэтому не реагируют на различные раздражители – конфликтного клиента, проблемы на работе или дома.

Способность сопротивляться внешним воздействиям. Сотрудник может отказаться от направления на курсы повышения квалификации или длительной командировки, мотивируя отказ уважительными причинами или ссылаясь на статью Трудового кодекса.

Способность к обучению, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству. Человек обладает разумом и интеллектом, поэтому он может без применения к нему метода «кнута» или «пряника» познавать новое, контролировать свое поведение, строить деловые отношения с коллегами и партнерами.

Способность выступать не только объектом, но и субъектом управленческих действий. Очевидно, что человеческими ресурсами, как и любыми другими, нужно управлять. В то же время, человек и сам может управлять любыми ресурсами.

Способность обеспечивать доступность и эффективность использования других ресурсов организации. Если в магазине не будет продавцов и другого персонала, то вложенные в приобретение товаров и торгового оборудования финансовые ресурсы не смогут обеспечить ему прибыль.

Способность дорожать в процессе эксплуатации. Ценность человеческих ресурсов возрастает по мере приобретения новых знаний, опыта, повышения квалификации. Владелец такого ресурса сможет предлагать свои способности на рынке труда уже по более высокой цене.

Из перечня основных черт человеческих ресурсов можно сделать вывод, что каждый человеческий ресурс уникален, сложен, он динамично развивается и принципиально отличается от всех остальных ресурсов организации.

Этот факт давно усвоили известные на весь мир успешные компании. Их опыт – яркое доказательство отношения к своим сотрудникам как к самому главному, стратегическому ресурсу компании. Они раньше конкурентов поняли, что знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценности и мотивы работников представляют собой основные ключи к построению успешного и прибыльного бизнеса.

Читайте также:  ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ УМЕНИЕ ОТ НАВЫКА: Чем отличаются навыки от умений

Основные характеристики человеческих ресурсов организации

На рубеже XX и XXI веков руководители большинства компаний стали понимать, что именно люди, а не деньги, знания или техника являются отличительным признаком успешной компании. Если вы хотите пополнить ряды таких компаний, повернитесь лицом к своим сотрудникам и постарайтесь определить, что они хотят получить от работы в вашей организации: деньги, мастерство, почет, карьерный рост? Сравните полученную информацию с тем, что хотите получить от сотрудников вы. Если ваши интересы не совпадают, думайте, пробуйте, ищите компромиссы.

Если вы как руководитель хотите иметь грамотный, квалифицированный, сплоченный персонал, который работает с максимальной производительностью, не жалейте денег, инвестируйте в здоровье, обучение, развитие своих сотрудников. Причем, это нужно делать не время от времени, а систематически. Помните, что трудовой потенциал ваших сотрудников – источник вашей прибыли.

Для любой организации очень важно суметь раскрыть и реализовать те способности и возможности, которыми обладают ее сотрудники, то есть, тот самый трудовой потенциал. Также необходимо создать систему, которая воплотит в жизнь ваши идеи и планы относительно использования человеческих ресурсов. Иными словами, на каждом предприятии нужно создать систему управления человеческими ресурсами, или управления персоналом.

Управление человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами – это процесс воздействия работодателя на работников с помощью организационных, экономических и социальных мер, направленных на создание условий для использования их трудового потенциала ради достижения целей организации. Поэтому система управления человеческими ресурсами необходима каждой организации, которая хочет добиться успеха в конкурентной борьбе на свободном рынке.

Рассмотрим систему управления человеческими ресурсами поэтапно, разберем, в чем он заключается, с чего нужно начинать, на что конкретно и в какой последовательности направлять усилия, какие нужны документы. Все это должен знать и использовать в ежедневной работе менеджер по персоналу.

Другие типы

Существует еще несколько классификаций личностных ресурсов. Они могут быть, к примеру, восполняемыми и невосполняемыми. К последним относят время, в ряде случаев – здоровье. Согласно другой классификации, ресурсы делят на внешние и внутренние. К первым относится время, финансы. Ко вторым – здоровье, уровень личной энергии.

Эмоции и позитивное мышление

Различные эмоциональное состояния – это неисчерпаемые ресурсы. Внутренние настроения могут задавать ритм, как физическому телу, так и психике в целом. При этом ресурсами выступают как ощущение благоприятных эмоций, таких как радость, счастье, веселье, умиротворенность, так и ощущение горя, печали, гнева, ярости. Но каждая из эмоций должна нести в себе созидательную функцию. К примеру, ярость и гнев в отстаивании своих прав может обозначить личностные границы и не позволит оппоненту их нарушать. А вот ярость, направленная на уничтожение (моральное или психологическое) другой личности, уже несет в себе разрушающую функцию.

внешние и внутренние ресурсы

Ракурс на созидание позволит выработать способность к позитивному мышлению, что очень часто становится помощником в разрешении многих проблем и жизненных неурядиц.

Цель.

Чтобы что-то получить, надо четко знать, что вы хотите. Это должна быть реальная цель. Если ваше желание большое, и для его реализации необходимо несколько лет, то можно разбить его на цели поменьше. И тогда все становится возможным, ваша цель становится реальной.

Не волнуйтесь о том, что «а вдруг это не моя цель!?».
В любом случае, вы остаетесь в выигрыше:
а) вы получите новые навыки и опыт, а это бесценно;
б) вы познакомитесь с новыми и интересными людьми;
в) вы точно узнаете, что эта цель не ваша, и смело приступите к новой.
Потому что можно годами бояться начать что-то новое лишь от страха – «А что, если это не мое?». А можно за несколько месяцев разобраться, ваше или нет, больше не тратить на это время и силы и приступить к поиску нового дела, которое будет вас вдохновлять и приносить удовлетворение.

Яковлева Наталья Тихоновна

Психолог Москва

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Понятие ресурс в переводе с древнефранцузского “resourdre” по смыслу означает возобновление. В русском языке оно начало применяться в экономике, но потом было подхвачено и другими отраслями человеческой деятельности, в т.ч. прикладной психологией, перед которой всегда ставили цель найти способы восполнения внутренних ресурсов человека (здоровья, жизненных сил, мотивации и др.) для успешного выполнения учебных и профессиональных задач.

Потребность в ресурсах вызвана еще и тем, что сегодня обычного физического и психического состояния не хватает даже школьникам. Силы так быстро расходуются, что требуется дополнительное стимулирование себя и нахождение источников пополнения. 

Поэтому мы рассмотрим вопрос с обеих сторон:

  1. Куда уходят силы? Можно ли сократить потери, экономно использовать то, что дано человеку природой?
  2. Как восстановить силы естественным путем, не прибегая к вредным для здоровья стимуляторам?

Когда я задаю вопрос своим клиентам “Что вас так сильно утомило вчера?”, большинство из них перечисляют схожие причины. Усталость от общественного транспорта, отсутствие интереса к деятельности,  ожидание распоряжений свыше, невозможность проявить самостоятельность, необходимость бессмысленно отсиживать рабочее время.  

Там, где человек ограничен, беззащитен, функционален и не чувствует себя самим собой, его силы уходят на сопротивление. Это борьба со своим «не могу», «не хочу», «не мое». Пытаясь себя убедить – «так живут все, не капризничай, будь взрослым, делай не только, что хочешь, а что должно», индивидуум загоняет негативные чувства в глубину души, откуда они благополучно ведут свою разрушительную работу, отнимая последние силы. 

Обращая внимание на внутренний конфликт в работе с клиентом, мы обсуждаем с ним возможные варианты решений ежедневных трудностей. Невозможные, как казалось раньше, варианты новых условий работы: удаленный доступ, сменный график, удобный режим труда, смена начальства, коллектива – устраняют его внутренние противоречия. И, приходя к внутреннему согласию, он экономит много витальной энергии.

Во втором варианте, когда в целом есть удовлетворение своей деятельностью, но, тем не менее, не хватает сил, полезно обратить внимание на режим дня, который обычно в таких случаях носит рваный характер: интенсивный в будни, мало структурированный в выходные дни.

Вспомним старую истину: стабильный распорядок дня оказывает положительное воздействие. Не случайно он является обязательным в лечебных учреждениях: больницах, санаториях, в детских дошкольных учреждениях, в младенчестве. Подъем и отход ко сну, деятельность, питание, прогулка задают ритм организму, подстраивают наши биологические часы к переходам от сна к бодрости и наоборот, нормализуют пищеварение. В результате тело становится прочной опорой, ресурсом, питающим психику и сознательную активность.

Читайте также:  ЕГЭ

И, наконец, оказывается полезно оценить свои персональные возможности и потребности в реальном времени:

  • планировать столько дел, сколько можешь, а не сколько хочешь выполнить,
  • браться за важные дела, оставляя второстепенные,
  • делегировать часть дел другим людям, не боясь просить о помощи,
  • ориентироваться не только на завершенность дел, но на сохранение хорошего самочувствия в конце дня, чтобы завершить день чем-то приятным.

Тогда отход ко сну будет сопровождаться позитивным настроением, а завтра станет желанным и таким же плодотворным.

Вопрос ресурсов не стоит, если человек всерьез занимается менеджментом своей жизни.

Всегда ли возможно получить ресурсы? Пример

Однако необходимо понимать, что не во всех случаях человек имеет возможность войти в ресурсное состояние. Рассмотрим это на конкретном примере. Женщина-менеджер жалуется на то, что у нее не хватает сил. Она каждый день ходит на работу, выполняет свои домашние обязанности. Но все постоянно валится из рук. У нее практически отсутствует желание каждый день делать одно и то же, и практически не получать никакой отдачи – ни карьерный рост, ни повышение заработной платы ей не светит.

Своей главной задачей героиня сделала получение внутренних ресурсов, или же жизненных сил, которые помогли бы ей успешнее выполнять свои рабочие обязанности и достичь карьерных высот. На первый взгляд это вполне достойная цель. Однако в действительности реализовать ее практически невозможно. Если даже эта женщина и научится тому, как войти в ресурсное состояние, у нее вряд ли хватит энергии, чтобы действительно получить повышение.

Проблема в том, что в действительности работа менеджером в глубине души вызывает у нее неприятие. На самом деле наша героиня не желает выполнять те обязанности, которые предполагает ее теперешняя работа. А повышение ей необходимо только для того, чтобы получать достаточное количество финансовых средств и соответствовать представлениям социума об успешной женщине.

восполнение резервов психики

Умение – это, то, что человек научился делать, а навык – это автоматизирование умения. Благодаря этому личность может приносить пользу окружающим его людям. Таким образом проявляется внутренний ресурс, который заключается в умении.

внутренние ресурсы это

Опыт, переработанный и пережитый, является важным ресурсом человека. Все то, что смог осознать и прочувствовать человек это уже опыт и в будущем личность может осознанно им воспользоваться в схожих ситуациях для преодоления каких-либо трудностей.

Вопрос: «Зачем мне это?»

Когда вы определились с целью, задайте себе вопрос: «Зачем мне это?».

Это очень важный вопрос, уделите ему время. Возьмите лист бумаги и в спокойной обстановке пишите все, что будет приходить вам в ответ.
Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете желаемого?
Как вы изменитесь?
В чем будут эти изменения?
Изменится ли ваш характер, ваши личные качества?
Чему вы научитесь, а что вы имеете и умеете сейчас?
Как это повлияет на вашу семью, на ваших знакомых, на всех людей вокруг вас?
Возможно, вы увидите не просто цель, а вашу миссию. Как бы тогда звучала ваша миссия? Опишите ее несколькими словами.

Когда находишь свою миссию, то получаешь бесконечный источник энергии. Больше нет необходимости заставлять себя что-то делать, а делаешь потому, что это дело очень нравится. Все препятствия на пути становятся простыми задачами, которые можно решить.

Обратите внимание, какими словами вы описывали свою цель. Иногда за простым словом и желанием стоит нечто большее, чем мы привыкли видеть. За целью заработать много денег стоит желание быть свободным и принести пользу себе, своим родным, людям, которые будут с вами взаимодействовать. За целью встретить любовь стоит желание делиться любовью, близостью и своей нежностью – стать источником любви и вдохновения. А за целью получить образование есть большое желание учиться, активно действовать, приобретать новый живой опыт.

Внимательно посмотрите на свои слова, которыми вы описывали свою цель. Если они описывают фиксированное состояние: «любовь», «деньги», «образование» «благодарность», то посмотрите на них по-новому, на то, какие действия стоят за ними: «любить», «обучаться», «благодарить» и т.д.

Здоровье (физическое и психологическое)

Здоровое тело человека, которое в необходимом количестве получает отдых и еду, а также в необходимом количестве расходует свою внутреннюю сексуальность и энергию – это внутренние ресурсы человека, от которых зависит большая часть успеха в жизни.

внутренние ресурсы человека

Психологическая составляющая (процессы психики и ее функции) также расцениваются как основополагающие ресурсы. Внутренние составляющие психики личности – это эрудированность и начитанность, образное и абстрактное мышление, интеллект, умение пользоваться информацией, способность к анализу и синтезу, внимание, быстрая переключаемость с одних объектов на другие, воля и воображение.

Способы использования ресурсов

Человек может тратить силы, а может их с пользой вкладывать. Он может их нарабатывать честным образом, путем работы над собой; а может делать это за счет других. Под тратой обычно понимается нецеленаправленное использование ресурсов, их уничтожение. Например, человек хорошо себя чувствует в выходной день. Он планировал заняться своим хобби, но вместо этого весь день смотрит телевизор. В таком случае можно говорить о безрассудной трате.

Есть и такой тип использования личностных ресурсов, как вклад. При этом резервы используются с определенной целью, ради достижения того или иного результата. В качестве одного из вариантов они могут расходоваться на восполнение недостающего на данный момент ресурса.

Самооценка и идентификация

Идентичность – это то, с чем мы себя отождествляем и идентифицируем. Последняя характеристика может быть профессиональная, социально-ролевая, гендерная. Это также является внутренним ресурсом, позволяющим выполнять те функции и обязанности, которые мы осознанно принимаем. Самооценка играет важную роль в жизни человека и правильное использование этого ресурса. Можно сказать, что именно реальная оценка своего положения в обществе и отношение к себе позволяют взвешивать собственные поступки и неудачи, делать выводы и продолжать добиваться поставленных жизненных целей.

Уделять себе время

Каждому человеку необходимо иметь хотя бы сорок минут в день на самого себя – в противном случае поддерживать уровень своей энергетики на должном уровне не получится. В особенности это касается ресурсного состояния женщины. Когда она крутится как белка в колесе, то рано или поздно все силы заканчиваются. Наступает депрессия. Именно поэтому, чтобы не заработать себе невроз или психосоматическую болезнь, и необходимо ежедневно выделять в графике около часа на личное время.

уделять себе время

Важно помнить, что сюда не относится макияж, наведение порядка в своем шкафчике, стирка вещей или сон. Данный промежуток времени должен быть посвящен размышлениям, оценке своей жизни. Это может быть прогулка по ближайшему парку. Или же час, проведенный в кафе с ежедневником и чашкой кофе. За это время можно подумать о своих целях, записать их, наметить пути их достижения. Данный метод помогает удовлетворить потребность в отдыхе, в одиночестве.

Читайте также:  Парейдолия (парейдолические иллюзии) - особенности феномена

Характер

Под характером понимаются не только те черты, которые являются высокоморальными и привлекательными для общества в целом, но и те, которые помогают личности продвигаться к достижению каких-либо результатов. К примеру, в обществе не очень приветствуется гневливость и раздражительность, но благодаря им человек всегда сможет постоять за себя в тяжелой ситуации. Именно поэтому такие черты – это тоже ресурсы. Внутренние ресурсы личности, заключающиеся в характере, конечно, должны быть близки к идеалам общества. Стоит помнить о том, что все особенности характера должны проявляться в нужное время и в нужном месте, в таком случае они пойдут только на пользу самому человеку и окружающим.

Особенности получения резервов

Ресурсное состояние в психологии было изучено давно. Исследователи установили, что войти в него возможно, только зная принципы работы человеческого мозга. А его основной задачей является выживание. Мозгу этой женщины совершенно нет дела до того, ездит ли она на работу на отечественном автомобиле или на иномарке. Ему также абсолютно все равно, будет написан сегодняшний отчет или нет. Обстоятельства усложняются еще и тем, что сам человек на уровне сознания совершенно не понимает, зачем ему нужны те или иные действия и чего он пытается добиться своим поведением.

Техника обретения ресурсного состояния в НЛП: «Магический круг»

Чтобы вовремя восполнять недостающую энергию, существует особая техника, изобретенная психологами нейролингвистического программирования. Алгоритм ее выполнения таков:

  • Сначала человеку необходимо определить, каких именно ресурсов ему не хватает в определенной ситуации. Например, это может быть спокойствие, уверенность в себе, интерес, целеустремленность.
  • Затем в воображении на полу рисуется круг, диаметр которого составляет около метра.
  • Мысленно в этот круг помещается искомый ресурс в том образе, который возникает у человека. Например, недостающая уверенность в себе может представляться в образе льва с ярко-огненной гривой.
  • Затем в воображении необходимо войти в этот круг, слиться с образом воедино.
  • После этого состояние нужно «заякорить». Якорь в НЛП – это термин, попросту означающий условный рефлекс. Связав теперешнее ресурсное состояние с определенным движением, можно вызывать его и в будущем. Поэтому, ощущая себя наполненным уверенностью, можно похлопать себя по бедрам, или, к примеру сжать левую руку в кулак.
  • Затем в воображении необходимо выйти из этого круга.
  • Мысленно следует проиграть ситуации в будущем, где при помощи якоря будет вызвано нужное состояние.

магический круг

Самообладание

Умение правильно реагировать на происходящие ситуации – это крайне важная составляющая любой личности. Использование ресурса самообладания позволяет человеку анализировать и правильно выбирать модель поведения, которая не навредит ни окружающим, ни самому себе.

ресурсы внутренние

Техника «7 желаний»

Данная методика позволяет быстро войти в ресурсное состояние. Она позволяет разобраться в свои желаниях, навести порядок в мыслях. Выполняется следующим образом:

  • Заранее необходимо подготовить 7 листов формата А4, краски и кисти.
  • На каждом из листов пишется по одной мечте. Желания необходимо формулировать от первого лица, а также в настоящем времени. К примеру: «Я купаюсь на самом прекрасном пляже», «Я выхожу замуж за Петю Маслова», «Каждый месяц я зарабатываю по 3000 долларов».
  • Затем необходимо подобрать к озвученной мечте те краски, которые представляются наиболее подходящими. Лист с желанием переворачивается, и на него наносится абсолютно любой рисунок. Фон и абстрактные фигуры могут быть любыми. Основной момент заключается в том, чтобы сочетание оттенков соответствовало внутреннему видению желания, которое записано на обороте.
  • Психологи рекомендуют при выполнении техники остерегаться двусмысленных формулировок. К примеру, желание обрести финансовую независимость может предполагать развод. А «повстречать красивую девушку», которая… просто пройдет мимо, можно и по дороге на работу.
  • Когда упражнение выполнено, рисунки можно повесить на видное место. Если же такой возможности нет, их следует сфотографировать. Носят в телефоне эти изображения до тех пор, пока желания не сбудутся.

мечты сбываются

Личность, у которой резервы восполнены

Наличие физического ресурса означает, что организм человека функционирует на все сто. Индивид находится в хорошей форме, у него крепкий сон, ясный ум, хорошее настроение. Психологический ресурс предполагает состояние наполненности. Человек переживает положительные эмоции, он быстро выполняет стоящие перед ним задачи, достигает целей.

У него имеется мотивация достижения, он уверен в себе и готов творить, работать, общаться, обмениваться опытом с другими людьми. Если назвать все перечисленное одним словом, человек готов жить. Ресурсное состояние предполагает восполнение дефицитов, удовлетворение насущных потребностей.

психологические резервы

Психологический прием «Как если бы»

Ресурсные состояния и способы их достижения исследуются многими специалистами, и в этом плане существует немало психологических наработок и техник. Одной из наиболее простых, и в то же время действенных, является прием «Как если бы». Чаще всего, когда человек не может решить проблему, такая ситуация представляет собой всего лишь внешнюю рамку, набор определенных имеющихся у него убеждений.

сила воображения

Переключиться из подобного состояния тупика на более позитивное можно следующим образом: вообразить, что бы человек ощущал, если бы был сейчас рад, спокоен и счастлив? Данная техника позволяет активизировать творческое начало в человеке и быстро создать необходимый ресурс.

Работа мозга и восполнение энергии

Человеческий мозг постоянно работает над тем, чтобы сохранять силы ради выживания. И если у человека появляется потребность сделать что-либо ради выживания, а не просто для удовлетворения непонятных потребностей, то мозг вполне может выдать своему хозяину кредит энергии, которая пойдет на создание ресурсного состояния. Но при одном условии: если человек доходчиво объяснит ему (иными словами, самому себе), для каких именно целей необходима эта энергия.

Невозможно получить от организма силы, если каждый день ходить на ненавистную работу, общаться с неприятными людьми или же жить в браке, который давно не приносит радости. Ресурсное состояние женщины, история которой описана в примере выше, наступит только в одном случае: если она научится слушать свой организм, осознает свои потребности и сменит сферу деятельности.

Упражнения на восполнение внутренних сил будут эффективны в любом случае. Но необходимо понимать, что если человек каждый день вынужден сталкиваться с неким истощающим фактором, рано или поздно он снова начнет страдать от нехватки энергии.

Карта ресурсов

Данная техника ресурсного состояния выполняется следующим образом. Берут лист бумаги и на нем записывают от 15 наиболее приятных событий в жизни, оставивших самые приятные впечатления. Максимальное число этих событий может быть любым. Но обычно это порядка 50 событий – больше вспомнить будет сложно.

Затем необходимо пройтись по каждому пункту, стараясь вспомнить максимально четко этот момент. Чем именно он запомнился? Что в нем было приятного, что принесло столько позитивных эмоций? Что удалось приобрести благодаря этому опыту?

Источники

  • https://prodawez.ru/personal/chelovecheskie-resursy-organizatsii.html
  • http://fb.ru/article/422400/resursnoe-sostoyanie-ponyatie-formirovanie-sposobyi-polucheniya-i-ispolzovaniya-energii
  • http://fb.ru/article/313364/resursyi-vnutrennie-i-ih-znachimost-dlya-cheloveka
  • https://organicwoman.ru/resursnoe-sostoyanie/
  • https://www.all-psy.com/ks/resursnoye-sostoyaniye-kak-sozdat.html